К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровая няня. Как правильно общаться с умными игрушками

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Цифровые помощники успели стать частью мира не только взрослых, но и детей. Самое время поставить вопрос: какова этика общения с игрушкой, наделенной интеллектом, и может ли это общение навредить ребенку

Голосовые помощники, часы с геолокацией, умные бутылки с водой, интерактивные игрушки — вот далеко не полный перечень предметов с технологией разговорного искусственного интеллекта, которые окружают наших детей в повседневной жизни, учат их, заботятся о них, дают им советы, подсказывают выход в трудных ситуациях. На современном языке их называют ассистентами, или помощниками, детей (kids assistant). По мере того как помощники становятся все более способными на осмысленные диалоги и достигают все более высокого уровня человечности, у родителей возникает все больше вопросов. Как правильно общаться с kids assistant? Должно ли это общение быть дозированным? Какой он, идеальный виртуальный ассистент для ребенка? Вот четыре важных совета для родителей, подключающих к воспитанию своих детей «электронных помощников».

Учите ребенка обращаться к цифровой няне вежливо

Британское исследовательское агентство Childwise, специализирующееся на изучении подрастающего поколения, выявило, что современные дети хамят электронным помощникам вроде Alexa и Siri, отдают им команды без всяких «пожалуйста» и «спасибо», что формирует у них похожий стиль общения с реальными людьми. Чтобы пресечь это, авторы исследования предлагают, например, ввести в приложения специальный параметр, требующий от пользователя вежливой формулировки вопроса. Ребенок получит нужную информацию, только если скажет голосовому помощнику: «Пожалуйста». Все как в жизни, «золотое правило» этики: относись к людям так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Впрочем, и от ассистента не стоит ждать эталонной вежливости. Ее, как утверждают разработчики в блоге на «Хабрахабре», от электронной няни добиться труднее, чем от ребенка: даже если обучать нейросеть на якобы «чистой» базе, где нет грубых выражений, которые мы часто слышим в реальном мире, помощник все равно научится хамить. Взять, к примеру, виртуальный голосовой помощник «Алису», созданный компанией «Яндекс». Как утверждают разработчики, в систему заложены специальные редакторские тексты, которые «Алиса» воспринимает как эталон. Выбирая ответ для своего подопечного, она ориентируется на этот образец. Тем не менее к «Алисе» есть много претензий: пользователи, например, недовольны тем, что во время общения она начинает давать двусмысленные ответы.

Отсюда логично вытекает следующий вопрос: можно ли виртуального помощника наделять личностью, давать ему имя? Приучать ребенка относиться к нему как к разумному существу? Дети склонны заводить друзей среди игрушек, животных и растений,  нужно ли объяснять им, что говорящий гаджет  —  просто технология, хоть и «умная», а вовсе не новый друг? Вспомните себя: в детстве мы давали имена игрушкам, и с этим не возникало проблем. Правда, раньше игрушки молчали, а сейчас они говорят. И отвечать им можно. Задавать вопросы, шутить, спорить. Важно, чтобы любое «умное» устройство воспринималось не как игрушка, которую можно сломать и выбросить, а как помощник, без которого в скором будущем не будет обходиться ни один человек. Проблема не в том, на какой уровень общения мы выходим с той или иной технологией, а в том, что любая цифровая технология затягивает. Специалист французского Государственного национального центра научных исследований Моник Догно утверждает, что культура интернета уменьшает возможности человеческого тела: все наши ощущения сводятся к тому, что мы воспринимаем на экране. Мир сильно сокращается, и наши возможности в нем тоже.

 

Вот почему было бы неплохо, начиная с детского сада, объяснять детям правила «цифровой гигиены»: где можно пользоваться гаджетами, а где нельзя. Не случайно во Франции на законодательном уровне правительство вводит запрет на использование мобильных устройств во всех школах, и, кстати, учителя и родители горячо поддерживают в этом вопросе президента Франции Эммануэля Макрона. Похожая практика существует в Дании, а также во многих школах Великобритании, Бельгии и США.

Фильтруйте контент

Любой гаджет — это доступ к безграничному контенту Сети, и поскольку он в ней может быть самым разнообразным, важно его правильно отбирать. Через сторителлинг и правильное ненавязчивое «подкидывание» информации родители могут корректировать поведение ребенка. И тут электронная няня — ваш союзник. Например, если сын или дочь стали вдруг застенчивыми, kids assistant, который анализирует, что смотрит или читает его подопечный, может подсказать родителям, на какую сказку или мультфильм переключиться, чтобы ребенок раскрепостился. Кстати, о важности чтения перед сном. Ребенок, которому не читают на ночь, к пяти годам недобирает в своем словарном запасе 1 400 000 слов.

 

Каждый здравомыслящий родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен в жизни, и сегодня уже никто не сомневается, что успех можно «запрограммировать». Недалеко то время, когда с помощью kids assistant можно будет управлять успеваемостью ребенка: ассистент предложит ему созданный на основе анализа данных контент (музыку, книги, игры), который медленно, но верно подведет школьника к высоким результатам на выпускных экзаменах.

Виртуальные помощники год от года становятся «умнее»: их наделяют новыми функциями, в них закладывают новые знания. Маленьким детям они могут не только рассказать сказку на ночь, но и дать совет в критической ситуации. Естественно, взрослых волнует, какой именно совет может исходить от такого помощника и какой контент он будет предлагать их чаду. Отфильтровать сказки по принципу «Одна сказка — одна мысль» невозможно, да и не нужно: дети не живут в вакууме. Можно сколько угодно включать «Ежика в тумане», но придя домой из сада, ребенок может попросить включить то, что популярно среди его сверстников. В конце концов, отсеяв что-то одно, вы вскоре обнаружите, что появилось много новых сказок и мультфильмов. Совет один, он очевиден, хотя и не прост в реализации: изначально выстраивайте с ребенком доверительные отношения и воспитывайте его таким образом, чтобы он сам не захотел перегружать мозг ненужной информацией. Технически же проблему можно решить выбором изначально корректно работающего устройства, которое по голосу собеседника будет определять его возраст и блокировать нежелательный контент.

Создавайте новый эффект

Сегодня дети уже в три-четыре года осваивают компьютерные игры, а в 6-7 лет уверенно пользуются интернетом. Количество времени, которое они проводят перед экранами цифровых устройств, в период с 1997 по 2014 год увеличилось более чем в два раза, таковы данные исследования, опубликованного в журнале JAMA Paediatrics. Это реальность, от которой никуда не деться.

 

Современный семилетний ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, ровно 1 год из 7 проводит в виртуальном пространстве. К 18 годам его стаж пользования Всемирной паутиной достигает четырех лет. И все же заниматься антипропагандой гаджетов, как это делают даже владельцы технических корпораций (например, детям Цукерберга запрещено пользоваться планшетами до 8 лет), бесполезно: технологии прочно входят в нашу жизнь и в разных ситуациях значительно ее облегчают. Имея, к примеру, в телефоне программу, которая анализирует, какие запросы вводит ребенок в поисковиках, родители могут своевременно получать сигналы: у сына или дочери не складываются отношения со сверстниками или они воспринимают обстановку в школе как слишком токсичную.

Каждый второй родитель из поколения Y (родившихся после 1981 года) старается все держать под контролем. Миллениалы вообще относятся к воспитанию ребенка очень ответственно и профессионально. Сегодня  мама-миллениал, даже работающая, посвящает своему ребенку гораздо больше времени, чем когда-то уделяла ей ее собственная мать, и все равно считает, что мало. «Пусть детишки поиграют», — говорили, встретившись, мамы 1970-х и с удовольствием оставляли своих детей общаться друг с другом, чтобы самим наговориться всласть. Мама-миллениал постарается потратить свободное время не на подруг, а на ребенка, и сделает это на абсолютно ином качественном уровне. Книги читают не уставшие после работы родители, а профессиональные актеры — достаточно включить аудиосказку через колонку с голосовым помощником. Если же хочется удивить ребенка, можно включить современный проектор и показать диафильмы на потолке. Родители-миллениалы проводят даже развивающие занятия, и делают это профессионально, используя, например, интерактивную песочницу.

И сами не стремитесь все контролировать

Ребенок, как и взрослый, оставляет в интернете цифровой след, который берут на вооружение многие проекты. Мониторинг и обработка больших данных с помощью искусственного интеллекта и machine learning ведутся уже давно. Используя цифрового ассистента, вы можете получить практически безграничный объем статистики по вашему ребенку. Вопрос в том, где лежит предел родительского контроля и как использовать новую технологию, чтобы не повредить детской психике тотальной слежкой. Вспоминая собственное детство, могу сказать: за нами никто не следил и нас мало контролировали. Поэтому не стоит любую купленную в подарок ребенку вещь, будь то смартфон с установленным в нем голосовым помощником или умные часы, включать в свой родительский «периметр безопасности». Ребенок быстро сообразит, что у него теперь будет виртуальный надсмотрщик. Поэтому установите для себя границы: какие действия ребенка вам необходимо отслеживать, а какие — нет. Не стоит, например, удаленно просматривать его сообщения или с помощью дистанционных устройств прослушивать разговоры. В идеале любая программа должна анализировать речь и выдавать на экран телефона родителя «стоп-слова», безусловные признаки того, что ситуация может выйти из-под контроля, требуется ваше вмешательство и вам нужно следить за тем, что пишет или о чем говорит ваш ребенок.

Противники гаджетов сетуют: раньше дети ходили в библиотеку, читали книги, пытались много запоминать, осмысливать и вычленять суть. А сейчас любые знания даются легко — буквально в два клика. Да, это так. Но у цифрового поколения формируется другой важный навык: умение быстро находить информацию, систематизировать ее и преобразовывать в нужный формат. В современной экономике это качество незаменимо. Сегодня, чтобы работать в крупной частной корпорации или строить собственный бизнес, недостаточно быть умным или даже гением, нужно уметь конкурировать: кто раньше придумает и запустит наиболее эффективную и адаптивную программу лояльности, скажем, в ретейле, тот получит преимущество на рынке. Так пусть ваши дети заранее формируют этот навык.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+