Как начать карьеру после декрета и войти в совет директоров глобальной корпорации
Карьерный путь Татьяны Митровой уникален: она ни дня не проработала в корпоративной среде и при этом первой из россиянок вошла в совет директоров компании такого масштаба, как Schlumberger — международного нефтесервисного гиганта с выручкой около $33 млрд в год. Выпускница экономического факультета МГУ, Митрова почти сразу после окончания вуза ушла в декрет и следующие восемь лет посвятила воспитанию детей. «В 28 я обнаружила себя безнадежной домохозяйкой, располневшей тетей, которая даже боится позвонить незнакомому человеку по телефону», — вспоминала она в материале для Forbes.
Из декрета в «Сколково»: как бывшая домохозяйка возглавила энергетический центр бизнес-школы
Только после этого Митрова устроилась на первую работу — она получила должность лаборанта в РАН и занялась научными исследованиями для нефтегазовых компаний. Одним из заказчиков был «Газпром». Для концерна Митрова провела анализ механизмов либерализации европейского рынка газа — и на основе этой работы написала диссертацию. Постепенно россиянка стала востребованным экспертом в нефтегазовой сфере — она преподавала в Высшей школе экономики и РГУ нефти и газа им. Губкина, читала лекции в Оксфордском и Колумбийском университетах, возглавляла Центр изучения мировых энергетических рынков Института энергетики РАН, входила в совет директоров российской «дочки» немецкого концерна E.On. В последние годы Митрова руководит Центром энергетики Московской школы управления «Сколково». В 2018-м ее пригласили в Schlumberger. С Forbes Woman Митрова поделилась карьерными советами.
1. Начать строить карьеру можно в любом возрасте
После окончания экономического факультета МГУ я пошла на собеседование в «Газпром Экспорт». Но уже на втором этапе интервью узнала, что беременна. Пришлось отказаться от предлагаемой должности и уйти в декрет. Увидев мое расстроенное лицо, помощница гендиректора дала отличный совет: «Родите ребенка, а потом спокойно будете строить карьеру. К 40 годам, когда остальные только соберутся первого рожать, у вас будут и вполне самостоятельные дети, и достаточно времени, чтобы сосредоточиться на профессиональном развитии». Так и вышло. Я ушла в декрет, который растянулся почти на 10 лет. До старта карьеры успела родить двоих детей, а потом посвятила себя изучению рынка, на котором хотела работать.
2. Главное — правильно выбрать участок работы
В профессиональный мир я решила вернуться через написание диссертации. Я основательно подошла к выбору темы — это помогло заложить хорошую основу для карьерного старта: в 2002 году никто и в страшном сне не мог подумать о газовых войнах и последствиях либерализации рынков газа (этой теме была посвящена диссертация Митровой. — Forbes). Если вы начали с нулевой позиции — станьте суперпрофи на исходном маленьком участке работы. Главное — не останавливайтесь на этом. Есть много прекрасных специалистов по «левой брючине» или «правой ноздре» — спрос на них невысок. Демонстрация компетенций в узкой специализации хороша для старта, но затем стоит как можно быстрее начать расширять сферу деятельности, чтобы не остаться «актрисой одной роли». В моем случае спустя три года после защиты диссертации в РГУ им. Губкина я занималась уже всеми мировыми газовыми рынками, а еще через несколько лет включила в поле профессиональных интересов нефть и электроэнергетику.
2. Знание российского рынка не поможет в международной карьере
Чтобы занять высокую должность в международной компании, нужны международно признанные профессиональные компетенции. Мало быть хорошим специалистом по российскому рынку — ориентироваться надо и в других регионах. На нашу страну как на центр роста бизнеса сейчас делают ставку немногие международные компании. И даже доскональное знание российской специфики и огромный опыт работы здесь недостаточны. Важна сбалансированность позиции — в нынешних геополитических условиях без этого сложно. А еще обязательны открытость и готовность учиться.
3. Работа «за интерес» поможет обрести важные деловые связи
Все самые интересные предложения я получала через общение с профессионалами, выступления на конференциях, участие в бесплатных проектах «за интерес». Такая активность не только позволяет многому научиться благодаря работе в команде с ведущими специалистами, но и свидетельствует о страсти специалиста к предмету. Запомните: все профессионалы немного помешаны на своей работе. Заметив блеск в ваших глазах, они возьмут вас в негласный клуб и будут рекомендовать и продвигать вас. Так и работает нетворкинг.
4. Для руководителя важно иметь опыт в разных областях
Главное умение сейчас — способность адаптироваться, быстро эволюционировать вместе со стремительно меняющимся миром. Если руководитель много лет просидит на одном месте, он волей-неволей закостеневает и теряет навыки адаптации. При первом же ударе грома плохо придется ему самому и всей организации. Гибкость и приспосабливаемость — навыки, которые развиваются только «в бою», в постоянной практике.
5. Сменить сферу деятельности можно в любом возрасте
Я меняла сферу деятельности несколько раз: газ, нефть, энергетика. При переходе из одной профессиональной среды в другую важно «снять корону». Каковы бы ни были заслуги на предыдущем этапе, важно в душе признать, что сейчас вы первоклашка, который ничего не знает и должен учиться с нуля. А дальше — засучить рукава и работать с удвоенной силой.
6. Soft skills — то, что нужно современному рынку
На рынке сейчас востребовано не конкретное образование, а способность непрерывно учиться. «Выучить китайский язык до завтрашнего утра» — вызов, с которым все чаще приходится сталкиваться в мире VUCA (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity and ambiguity — мир изменчивости, нестабильности, неустойчивости и волатильности. — Forbes). За рубежом в приоритете soft skills — ведение переговоров, эффективная организация командной работы. Даже такие очевидные навыки, как управление проектами, — уже большая ценность. Хорошие навыки презентации, стрессоустойчивость, высокий эмоциональный интеллект, грамотный PR и GR могут многократно усилить ваши hard skills — технические знания и профессиональные компетенции. Конечно, если с hard skills у вас все в порядке.
7. В мужской среде нет места «женским штучкам»
Женщина [на высоких корпоративных позициях] сразу, по умолчанию, привлекает внимание. Далее выделиться можно только профессионализмом и репутацией — за «женские штучки» вас просто заклюют, лучше даже не пробовать [применять их]. Профессионализм, корректность, непробиваемое дружелюбие (даже если хамят) и спокойная уверенность в себе открывают любые двери.
8. Лидер должен уметь фокусироваться и переключаться
Все чаще СЕО расшифровывается как Chief Energy Officer — руководитель должен заряжать своей энергией всю организацию, а значит, и сам быть полон сил и бодрости. Для этого нужно уметь переключаться с работы на отдых. Концентрироваться и креативить гораздо лучше получается «на свежую голову». Я ставлю отдых в календарь наравне с рабочими делами — и защищаю это время от любых поползновений (включая собственную жажду трудовых подвигов). Важно быть «здесь и сейчас», в полную силу концентрироваться на том, что делаешь — читаешь ли ты лекцию и ведешь расчеты или играешь с ребенком. Как говорится в старой японской поговорке, «когда моешь чашку — мой чашку».
9. Каждый день посвящайте одному конкретному делу
Чтобы быть эффективной на работе и в личной жизни, нужно правильно планировать время и расставлять приоритеты. При этом работают одни и те же инструменты. Сотни своих дел я выгружаю в специальное приложение на телефон, синхронизированное с компьютером. Затем рисую ассоциативную карту, выстраиваю приоритеты, расписываю по шагам каждый проект и переношу результат в недельные и ежедневные планы. Любимый лайфхак для переключений — периодически устраивать тематические дни. Например, у меня бывает «день бревна» — когда я отлеживаюсь, набираю энергию, читаю, смотрю с детьми фильмы и не ругаю себя за бесцельно прожитый день. Еще есть детский день, домашний день, день родителей, день друзей, день красоты, романтический день и т. д. С хорошей концентрацией в отдельно взятый момент времени приходит и ощущение реализации всех наших многочисленных женских ролей, без шизофрении и метаний.