Советскому человеку с самого детства внушалось, что образование, полученное в стенах родных школ СССР, — лучшее в мире. Может быть поэтому традиции, хранимые школами с советских времен, так сильны. Кажется, что до сих пор самый распространенный образ учителя — авторитарный человек, носитель одному ему доступной истины. Такой подход сильно устарел. Мы живем в цифровом мире, где учитель уже не является единственным источником информации, Google в два счета найдет ответы на любые вопросы школьника. «Учителям надо учиться не говорить ответ, пока им не задали вопроса. Для многих преподавателей это своеобразный психологический барьер», — считает Дмитрий Фишбейн, директор лицея НИУ ВШЭ.
Самыми передовыми в области образования сегодня считаются страны Скандинавии и некоторые страны Азии. Уровень грамотности в Южной Корее составляет 97,9%, местные школы работают без выходных. В Финляндии пропагандируется принцип равенства, при котором дети с разными физическими особенностями занимаются вместе. Оценкам большого внимания не уделяется, акцент делается на личностном развитии ученика. В Нидерландах похожая ситуация. Учеников не сильно перегружают в школе, чтобы оставить им время для увлечений.
«Сейчас цель среднего образования состоит в том, чтобы «накачать» детей определенными знаниями, оценить их и выпустить в следующий этап жизни, хотя никто не может гарантировать, что именно эти знания пригодятся будущему выпускнику. Поэтому гораздо важнее обучить работать с этой информацией: структурировать, отличать недостоверные данные от подлинных и так далее. Нужно развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки работы в команде, разработки проектов, но это все не отрабатывается в классической школе», — делится Илья Ланцман, основатель сети частных школ Lancman School.
Дать однозначный ответ на вопрос, какой подход к школьному образованию является наилучшим, невозможно. Тем не менее, уже сейчас кое-где происходит смена традиционной модели.
В сельской «Школе будущего» Алексея Голубицкого в Калининградской области дети сами выбирают себе курсы и формируют расписание. Ребенок сам решает, чем он хочет заниматься вместо классической физкультуры — плаванием, скалолазанием, стрельбой, хореографией или баскетболом. А вместо уроков труда можно попробовать свои силы в робототехнике и создании 3D-объектов. В Санкт-Петербургском лицее 239 запущен первый в мире профориентационный онлайн-курс для школьников.
Как показывает практика, у каждой школы свои требования как к ученикам, так и в учителям. Директор школы «Летово» Михаил Мокринский считает, что старые требования к учителю не отменяются, а, скорее, дополняются. «Он, как и прежде, человек, профессионал, авторитет для ученика. Учитель сегодня должен умело менять роли, в их числе должны быть: организатор индивидуальной и групповой работы, а также самостоятельного дистанционного обучения. У российских учителей проблемы с систематической поддержкой самостоятельности ребенка», — говорит он.
Не надо забывать и о социальной роли преподавателя, ведь школа — это институт, где проходит социализация человека. По мнению Оксаны Демьяненко, директора гимназии «Сколково», именно в школе закладывается культурный код, который определяется ценностями и средой. «Как развивать эмоциональный интеллект, если не в прямом очном диалоге с людьми? Тому, как уважать людей и их мнение, быть продуктивным в общении и отстаивании своей позиции, учит хороший учитель, и это остается пока неизменным. Время требует от учителя трех главных качеств: любопытства, готовности постоянно учиться и смелости. Общая тенденция современной школы — смотреть на учителя, прежде всего, как на наставника, роль которого состоит в решении педагогических вопросов и проблем. По этой же причине особенно востребованными для учителей становятся психологические знания и компетенции», — говорит Демьяненко.
Проблема еще заключается в том, что учителя сами не хотят меняться, говорит Дмитрий Фишбейн. «Учитель играет, скорее, роль модератора и тьютора, который не встает на тумбочку и рассказывает ребенку, как устроена жизнь, а является значимым взрослым, который идет позади ребенка», — рассуждает он. Если раньше учитель большую часть времени что-то рассказывал у доски, то сегодня такой подход не сработает. По мнению Фишбейна, 70% от времени урока ученики должны взаимодействовать самостоятельно: писать, решать, работать в группах, а учитель — лишь сопровождать их, на это ему будет достаточно и 30% времени занятия. В лицее НИУ ВШЭ ученики сами организуют внеучебные мероприятия, согласуя их план и смету с руководством. «Навыки, которые они приобретают во время самостоятельной организации событий, порой намного полезнее того, что они могут прочитать в учебниках», — рассуждает Фишбейн.
У учеников тоже есть свое мнение на этот счет. На опрос в гимназии «Сколково» среди учеников 5-11 классов о том, что важнее всего в учителе, большинство выбрало следующие характеристики: человеческие качества, умение заинтересовать учебой и умение организовать учеников.