К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему в России не выносят маленьких детей в общественных местах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Правительство всячески пытается стимулировать рождаемость, но общество не готово воспринимать ребенка как равноправного человека

Кажется, ничто так не заводит пользователей российских социальных сетей, как тема присутствия родителей с маленькими детьми в общественных местах. Очередную волну обсуждения вызвала новость о том, что в Эрмитаже организовали экскурсию для мам с колясками. Постоянные посетители музеев (по крайней мере, именно так они себя называют) возмутились, что им теперь регулярно придется «слушать орущих детей».

Признаться честно, когда я прочитала комментарии, подумала, что эти люди не были в музеях лет десять. Дело в том, что с каждым годом все больше музеев в Москве и Санкт-Петербурге готовы принять и детей в колясках, и маленьких детей, которые уже могут ходить самостоятельно, и инвалидов. Если технически помещение позволяет, есть лифты и пандусы, то почему нет? Среда у нас для такой категории посетителей не идеальная, но с каждым годом становится все лучше. Комментаторы удивятся, но в музеях сейчас проводят квесты, дни рождения, праздники, новогодние елки, есть специальные экскурсии для дошкольников. Музеи, идущие в ногу со временем, давно перестали быть местом с гробовой тишиной. В московском Музее космонавтики так шумно, что только ракета может перебить гул, создаваемый детьми и взрослыми.

В Европе подобное практикуется давно. И не только в музеях, которые традиционно считаются более «детскими». Там и в картинных галереях часто можно встретить малышей с маленькими подушками — они садятся на них, если устали, рисуют что-то, расположившись перед полотнами, обсуждают картины с экскурсоводом. Например, в Мадриде в музей Прадо родителей с колясками и маленькими детьми пропускают вперед, не вынуждая стоять в очереди. В парижском музее Орсе есть специальный вход для родителей с колясками и маломобильных групп.

 

Если со старшей дочкой, которой сейчас уже 19 лет, я была настоящей домоседкой и зачем-то выжидала, когда ребенок подрастет, то средняя дочь буквально выросла в музеях и картинных галереях. Мы меняли подгузники в Музее Нобеля в Стокгольме, кормились под полотнами Рафаэля Санти в Берлинской картинной галерее, учились строить первые предложения в музее Прадо. Не знаю, повлияло ли на дочь такое включенное наблюдение, но в свои восемь лет она истинный поклонник Брейгеля и Босха и с удовольствием ходит на трехчасовые экскурсии для взрослых.

Что еще удивляет во всех этих негативных отзывах — это непонимание, что такие экскурсии нужны не только детям, но и их родителям. Авторы проекта ставили перед собой именно такую задачу — организовать досуг мам, которые погружены в детские заботы и являются уязвимой группой, ведь им сложнее попасть на обычную экскурсию, часто не с кем оставить детей. Здесь же мам собрали вместе, выделили специального гида, который в курсе особенностей конкретной группы, подобрали утренние часы, которые удобны для малышей. Все экскурсии ограничены по времени, чтобы дети не устали. В целом идея открытого пространства для всех групп населения очень популярна и развивается в последние годы: музеи, университеты, библиотеки стараются быть открыты городу, чтобы сформировать общее культурное и образовательное пространство, чтобы посетить их мог даже тот, кто никогда и не думал об этом, у кого чисто теоретически нет такой возможности.

 

Кстати, борьбу за возможность ходить в музеи с колясками ведут и в провинции. Год назад жительницу Екатеринбурга не пустили в музей изобразительных искусств, о чем она тут же написала в фейсбук. Сначала директор музея сообщил, что здание старое и не приспособлено для детских колясок, но в ходе диалога пообещал найти спонсоров и приобрести в музей специальные коляски-трости и слинги для малышей. Буквально на днях такая же ситуация произошла в музее кружева в Вологде, но диалог не состоялся. Показательно, что в комментариях к статье можно прочитать не менее резкие выражения, чем к новости об экскурсии в Эрмитаже. Ситуация не из ряда вон выходящая, а скорее очень привычная для россиянок, но не все истории попадают в социальные сети, большинство мам молча уходят.

Уходят, потому что мало организовать удобное пространство, отношение людей к подобной открытости меняется очень медленно, нарываться в очередной раз на грубость отваживаются не все. Питерским мамам от «экспертов» в интернете, конечно, досталось, но сложно переплюнуть тревэл-блогеров, журналистов и других публичных людей, которые регулярно пишут, как их «достали» и «бесят» маленькие дети в самолетах и  ресторанах. Вероятно, тема поднимается чаще, потому что в общественном транспорте и кафе россияне бывают чаще, чем в музеях. Но суть примерно та же  — «ходите в специально отведенные места», «сидите дома, пока ребенок не научится себя вести». Интересно, как ребенок должен научиться себя вести в общественном месте, если он там практически не бывает?

Идея о том, что ребенок — такой же человек и имеет право находиться в кафе или музее, у нас массово не прижилась. Думаю, что у родителей подобные комментарии вызывают гнев из-за несоответствия ожиданий и реальности. В официальных СМИ в основном транслируется позитив по отношению к детству и родительству: дети — цветы жизни, материнство свято. Ожидая, что их будут буквально носить на руках, матери сталкиваются с противоположным отношением, а за любую просьбу учесть их интересы именуются «яжематерями». При всей своей декларируемой детоцентричности Россию все еще сложно назвать доброжелательной к детям страной. Пока у нас хотят, чтобы детей было как можно больше, но будет неплохо, если они не станут лишний раз мешаться под ногами. В наших силах это изменить — показать, что дети — наше будущее не только на бумаге, но и на деле.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+