Ежегодно Forbes выбирает сотню самых могущественных женщин мира. Первые три места в рейтинге достались женщинам из политики — канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, премьер-министру Великобритании Терезе Мэй и главе МВФ Кристин Лагард, а на четвертом месте оказалась Мэри Барра, представительница большого бизнеса, которая по силе влияния превзошла королеву Великобритании Елизавету II (23-е место).
Мэри Барра присоединились к автомобильной компании General Motors 38 лет назад. 18-летняя девушка пришла работать отнюдь не в офис, а на производство компании в Понтиаке (штат Мичиган), где проверяла качество автомобилей марки Pontiac Motor Division. Уже тогда юная Барра чувствовала, что работа у конвейера — одна из первых ступеней на ее высокой карьерной лестнице в GM, и оказалась права. Получив диплом инженера в корпоративном университете GM (сейчас — Университет Кеттеринг), девушка продолжила обучение в Стэнфорде, откуда вышла со степенью MBA. Бизнес-образование стало хорошим подспорьем в ее карьере. В один из переломных моментов для компании — когда в 2009 году GM объявила о банкротстве, и правительство США вызвалось оказать ей финансовую помощь в обмен на контрольный пакет акций — Барра стала директором по HR. А после того как GM вернула проданную государству долю и успешно провела IPO, ее назначили исполнительным вице-президентом по новым разработкам. Всего три года спустя она получила новое назначение — стала генеральным директором автомобильного гиганта, первой женщиной на этом посту. С тех пор Барра двигала GM вперед, инвестируя миллиарды в электромобили, автомобили с автопилотом и сервис каршеринга Maven, чтобы сделать компанию одной из самых прогрессивных.
Не стоит думать, что высокая должность приносит только деньги и признание. Она влечет за собой и большой груз ответственности и неприятностей: общественность встретила с возмущением недавнее объявление GM о планах сократить штат (около 14 000 рабочих в Северной Америке) в рамках автоматизации производства. Но даже эта волна негатива не помешала Барра в очередной раз войти в число самых влиятельных женщин мира.
Зеленые технологии
В 2018 году вместе с Барра в рейтинг попали несколько женщин-руководителей, чьи управленческие навыки позволили значительно увеличить финансовые показатели возглавляемых ими компаний. Например, Изабель Кошер, которая заняла 15 место. После своего назначения генеральным директором в 2016 году в Engie — крупнейшей негосударственной энергетической компании во Франции, она ввела трехлетний план по расширению работы компании в области использования возобновляемых источников энергии. В итоге компания выполнила этот план досрочно, сократив на 20% использование природного топлива. Как оказалось, некоторые представительницы прекрасного пола вошли в список благодаря своему стремлению строить бизнес, не нанося вред окружающей среде. Одна из них — бизнесвумен Дун Минчжу (39-я строчка) — президент и председатель совета директоров крупнейшего в Китае производителя кондиционеров Gree Electric Appliances. Она прославилась тем, что создала уникальную «модель продаж GREE», согласно которой продукция распространяется через собственные торговые точки, а не через сетевые магазины, как это принято в Китае. Дун пришла в компанию в 1990 году на позицию менеджера по продажам, а 11 лет спустя заняла одну из самых высоких должностей в корпоративной иерархии — стала генеральным директором и вошла в совет директоров. В 2010 году компания стала сотрудничать с другим крупным китайским производителям кондиционеров, вместе с которым ведет разработку новых моделей инверторных кондиционеров с использованием энергосберегающих и экологичных технологий. Еще один отличный пример — Гейша Уильямс под № 90, генеральный директор PG&E, энергетической компании в Калифорнии. Уильямс родом с Кубы. Ранее она стала первой женщиной из Латинской Америки в списке Fortune 500. Под ее руководством компания стала внедрять «зеленые технологии», с помощью которых смогла сократить выбросы парниковых газов на производствах. По мнению исследователей, парниковые газы влияют на климат на нашей планете — могут привести к глобальному потеплению.
Fortune 500
Еще одна представительница из списка Fortune 500 — Мэрилин Хьюсон, № 9, генеральный директор американской оборонной компании Lockheed Martin. Высокий пост женщина заняла пять лет назад, пройдя перед этим долгий путь от простого промышленного инженера до генерального директора компании. После ее прихода к управлению корпорацией акции Lockheed Martin выросли более чем вдвое — помогла новая стратегия, предложенная ею. А совсем недавно акции компании потеряли в цене 4,17% из-за твита Дональда Трампа, который посчитал, что «программа разработки истребителя F-35 и ее стоимость вышли из-под контроля». После чего Хьюсон лично пообещала президенту США снизить стоимость производства военного самолета.
Знакомые лица
В рейтинге есть еще несколько очень интересных лиц из мира бизнеса. Например, глава британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline Эмма Уолмсли, которая заняла 18 место в списке. До прихода в GSK 17 лет проработала в косметической компании L'Oreal, в том числе входила в топ-менеджмент. Свою деятельность в фармацевтическом холдинге она начала с объявления программы реструктуризации, благодаря которой компания будет экономить по $500 млн ежегодно к 2021 году. Одним из ее главных достижений на новой должности стала покупка 36% акций швейцарской компании Novartis — одного из самых крупных игроков на фармацевтическом рынке. В июле этого года она объявила о сделке с 23andMe — стартапом в области генетики из Сан-Франциско, основательницей которого является не менее известная Энн Воджицки (бывшая супруга Сергея Брина, основателя Google), целью покупки является разработка новых лекарств. Также из фармацевтической сферы в рейтинг вошли такие руководители, как Киран Мазумдар-Шоу, председатель совета директоров биофармацевтической компании Biocon из Бангладеш и самая богатая женщина в Индии (она заняла 60 строчку), и Джуди Фолкнер, № 75, основатель и главный исполнительный директор ІТ-компании Epic Systems, специализирующейся на электронных медицинских картах. Фолкнер по образованию программист, она до сих пор занимается операционным управлением компании, стоимость которой на рынке составила $2,7 млрд в 2017 году. Ее компания никогда не привлекала инвестиции и не пользовалась услугами наемных разработчиков, свое программное обеспечение женщина разрабатывала сама.
Одна из дебютанток рейтинга — Гейл Бодро, № 12 — президент и генеральный директор американского производителя и поставщика медицинского оборудования Anthem, Inc. Компания обслуживает более 40 млн человек, а если учитывать и ее филиалы, то 73 млн в 27 американских штатах. Еще один новичок — финансовый директор Alibaba Мэгги Вей Ву, № 57. В компанию она пришла 11 лет назад. Благодаря ее управленческим навыкам и финансовым решениям, Alibaba в 2017 году успешно вышла на IPO.