Вырастить ребенка самостоятельным, способным зарабатывать, готовым принимать решения, отвечать за свои действия, анализировать ошибки и ценить достижения — задача очень непростая, и она усложняется прямо пропорционально размеру родительского капитала. Но если наследнику повезло воспитываться в семье предпринимателей, у него есть все шансы стать именно таким человеком.
Старайтесь ничего не навязывать
Важно, чтобы у ребенка уже в детстве появился первый опыт осознанного выбора: сам решил, попробовал и пришел к результату. Получилось или не получилось — пусть он понимает, что это следствие его выбора. Самое главное — чтобы дети несли ответственность за свои решения и не боялись неудач. Этого можно добиться, только предоставляя ребенку возможность пробовать, ошибаться, пробовать снова — и преуспевать.
Наш сын после третьего класса наотрез отказался ходить в школу. Было очень сложно согласиться, но мы позволили ему принять это решение и перевели его на домашнее обучение. Эффект оказался впечатляющим: через год, когда пришло время задуматься, учиться ли дальше дома, ребенок сказал, что хочет в школу. Сейчас он понимает, что школа не тюрьма. Ваня помнит, что может уйти, если школа ему надоест, но он также знает, что решение уйти непременно повлечет за собой вполне конкретные последствия. Изоляция и оторванность от социума, которые он на себе ощутил, — вот другая сторона домашнего обучения, и теперь ребенок знает о ней.
Поддерживайте в детях инициативность
Ребенок инициативен по своей природе. Свойство что-то придумывать и немедленно воплощать задуманное наилучшим образом развивается в игре, особенно ролевой. Также во время игры развивается способность планировать, формируется произвольное поведение, когда ребенок учится контролировать свои импульсы. Инициативность важна для развития предпринимательских навыков. В дошкольном возрасте взрослые часто «гасят» побуждения детей к самостоятельным активным действиям, и это ошибка, потом будет сложно вернуть способность и смелость предпринять что-то свое.
Если ваш ребенок неожиданно захотел, скажем, учиться играть на тромбоне, поддержите его инициативу: помогите выяснить, где в пешей доступности от дома можно этим заниматься. Все остальное пусть возьмет на себя сам.
Позвольте ребенку ощутить ценность вложений в самого себя
Безусловно, дети понимают, что за деньги можно получить какие-то блага и радости жизни. Потому важно обсуждать с ними и ограничения: не все, что хочется купить, нужно покупать. Отсутствие подобных ограничений — в любом возрасте — не сделает ребенка счастливее. Еще важнее, чтобы у детей была возможность прикладывать усилия для реализации своей мечты, тогда у них появится внутреннее основание зафиксировать успех в списке личных достижений. Дети получают большее удовлетворение от результата, в который сами вложились. Когда наша старшая дочь поступила на физтех, это было на 100% ее личное достижение. Она прошла на бюджет по результатам ЕГЭ, мы же ничего не предпринимали, чтобы помочь ей поступить. Дочь это знает и высоко ценит свой опыт.
Учите детей самообслуживанию
Навык самообслуживания позволяет детям чувствовать себя автономными, взрослыми. От комфорта, который поддерживается другими людьми, крайне трудно отказаться, хотя ребенок, начиная с подросткового возраста, чувствует себя зависимым, будто на поводке. Эффективным методом формирования навыков самообслуживания стало традиционное распределение домашних обязанностей среди членов семьи.
Я стараюсь сформировать пул задач по дому, которые могу делегировать детям. Хотя у нас есть горничная, которая приходит через день, дети помогают готовить, мыть посуду. Когда у нас была собака, они гуляли с ней по очереди.
Воспитывайте преемника, а не наследника
Быть наследником — значит получить что-то в собственность. Преемственность — это совсем другое. Дети видят, чем живут и занимаются взрослые. Абсолютно естественным путем погружаясь в семейное дело, дети постепенно впитывают его и получают возможность прислушаться к себе и понять, интересно им это или нет.
В нашей семье вопрос наследования уже решен: мы не будем оставлять наш капитал детям, чтобы не обременять их ответственностью. Что касается преемственности, то тут мы опять же ничего не навязываем, не готовим их специально. Они, конечно, наблюдают за тем, как отец ведет свой бизнес, за нашей совместной филантропической общественной деятельностью. Возможно, на каком-то этапе они придут к этому сами. Мы были бы этому очень рады.