Голос Америки. Правда ли компании с женщинами во главе зарабатывают больше
Несколько дней назад губернатор Калифорнии Джерри Браун подписал закон, который обязывает все корпорации штата включать в совет директоров женщин. Теперь, до конца 2019 года, все публичные компании должны включить в совет директоров по меньшей мере одну женщину, а к 2021 году — не меньше двух, если совет директоров состоит из пяти человек, и не меньше трех, если из шести. Неисполнение закона повлечет за собой штраф в размере от $100 000 до $300 000. Авторы законопроекта ссылались на отчет банка Credit Suisse, согласно которому корпорации, которыми руководят женщины, продемонстрировали большую устойчивость в ходе кризиса 2008 года. Шесть лет исследований Credit Suisse доказывают, что такие компании менее склонны к рискованным бизнес-стратегиям и быстрее приносят прибыль: средний рост чистой прибыли компаний с женщинами-управленцами составил 14% за исследуемый период, в то время как у компаний без женщин в руководстве — 10%.
Есть и другие исследования (PwC, BCG, McKinsey), которые доказывают, что у женщин — большой управленческий потенциал и их работа на руководящих должностях или в совете директоров качественно повышает ряд показателей, в том числе и финансовых.
Что российские женщины — топ-менеджеры думают о выводе американских чиновников: женщины-руководители положительно влияют на бизнес-показатели компании?
Агнес Риттер, технический директор «Северсталь Менеджмент», член совета директоров «Северстали»
Ссылаясь на свой опыт, могу сказать, что разнообразие всегда положительно влияет на атмосферу в коллективе и способность команды и компании решать сложные вопросы, создать ценность для клиентов. Женское лидерство зачастую объединяет как профессиональные навыки, так и более мягкие элементы управления: сопереживание, учет эмоций, коммуникационные способности. Все они являются очень важными навыками для современного менеджера.
Безусловно, балансировка гендерного состава в руководстве компаний — позитивная тенденция и ей надо уделять самое пристальное внимание. В то же время, закрепление ее на законодательном уровне может привести к некому формализму. Поэтому важно, с одной стороны, понимать, что ценность сотрудника заключается не в том, мужчина это или женщина, а в исключительно профессиональных качествах, а с другой — важно обеспечить равные шансы для всех сотрудников компании.
Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group
Я считаю такой вывод некорректным. Он подразумевает, что женщины какие-то другие люди, нежели мужчины. Женщины по интеллектуальным способностям и другим деловым качествам не уступают мужчинам. Они равны. А закон, в свою очередь, направлен не на повышение эффективности советов, а на восстановление справедливости и создание возможностей для самой крупной дискриминированной группы людей в мире. Есть исследования, результаты которых не вызывают сомнения — существует разница в оплате труда между мужчинами и женщинами на одних и тех же позициях и с одинаковыми способностями (насколько я помню, около 25%), существует «стеклянный потолок» из традиций, предубеждений и мужской солидарности, который мешает женщинам продвигаться по карьерной лестнице. И именно с этим нужно бороться.
Наталья Касперская, президент InfoWatch
На мой взгляд подобные квоты не только обижают женщин, они еще и вредят бизнесу. Данный закон не помогает женщинам, а понижает их статус и возможности. Любое искусственное ограничение, сделанное не по признаку необходимости для бизнеса, а по каким-либо другим (пол, раса, национальность, цвет глаз и другое) будут снижать качество управления.
Екатерина Савельева, руководитель отдела маркетинга 3М
Гендерный баланс в руководстве компаний становится все важнее с каждым годом. Все больше женщин можно увидеть на управленческих позициях более высокого уровня, а также в технически сложных «неженских» областях и направлениях бизнеса. Можно выделить три основные причины, почему так происходит:
— Мы живем в период изменений, когда agility (адаптивность) становится очень важна в бизнесе, а также все важнее становится горизонтальное взаимодействие, так как организационные структуры сильно изменились, перейдя от вертикальных в матричные и горизонтальные.
— Природное умение женщины адаптироваться, балансировать и находить компромиссные win-win решения становится особенно актуальным. К тому же, каждый день появляется все больше успешных примеров управления.
— Все больше россиянок, вдохновляясь примером других, идут по пути развития, получая необходимое образование и навыки. Рост числа женщин на управляющих позициях будет набирать обороты, независимо от внедрения системы квотирования, потому что он сам подтверждает свою эффективность.
Ксения Рясова, президент компании FiNN FLARE
Таким образом авторы законопроекта стремятся найти оппонента мужчинам в совете директоров компаний. Это, действительно, позволит посмотреть на проблемы со всех сторон, под углом 360 градусов. Ведь логика мужская и женская отличается, и обсуждение той или иной ситуации с учетом разных точек зрения поможет добиться лучших финансовых показателей.
Надия Черкасова, Член Правления Банка «Открытие»
Психология женщины дает ряд преимуществ в управлении, благодаря которым она может стать успешным лидером. Однозначное преимущество женщины — многозадачность, или умение «действовать параллельно». Также у женщин, как правило, лучше развиты коммуникационные навыки, они более гибкие и имеют низкий аппетит к риску при принятии решений, что приводит компании к лучшему финансовому результату. По данным отчета McKinsey в 2018 году, чем больше разнообразие (присутствие как мужчин, так и женщин) в команде высшего руководства компаний, тем выше эффективность бизнеса: при повышении разнообразия на каждые 10% показатель прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT) растет на 3,5%
Наталия Парменова, генеральный директор SAP CIS
Женский стиль руководства напрямую влияет на бизнес-показатели, и он существенно отличается от мужского, иногда более авторитарного и властного. Женщины более выносливы в сложных ситуациях и внимательны к деталям. Это помогает им в нужный момент сосредоточиться на главном в достижении цели. На работе, как и в семье, женщинам приходится принимать большую часть решений и стараться сделать так, чтобы все приходили к единому мнению. Они более склонны к сотрудничеству и общению, в этом их важное преимущество в бизнесе.
Полина Хабарова, HR-директор КРОК, Chief Transformation Officer
Этот тренд задали международные компании, он имеет место и на российском рынке. Несмотря на то, что мы IT-компания и численность мужчин больше (порядка 60%), половина топ-менеджмента — женщины. В частности, это директора юридического, финансового, маркетингового и HR-департаментов, а также одного из ключевых производственных — департамента телекоммуникаций. Стратегические решения мы принимаем в ходе дискуссий на регулярной встрече директоров, поэтому наличие разных точек зрения помогает генерировать больше идей, не упустить чего-то важного, выбрать наиболее сбалансированные варианты.