Помимо новых технологий, XXI век принес нам изменение социальных ролей мужчины и женщины: есть огромный перекос в сторону феминизма и индивидуализма. Женщины больше не хотят ограничивать себя ролью жены и матери и на равных с мужчинами вступают в борьбу на бизнес-арене. И делают это весьма успешно — поднимаются на вершину, создают многомиллионные проекты. Представительнице прекрасного пола больше не нужен мужчина, чтобы обеспечить ее и детей. Хорошо это или плохо? Сложный вопрос.
Погружение в бизнес
Экстремальный способ проверить свой брак на прочность — создать совместный бизнес, который со стороны кажется пределом мечтаний. Поначалу это действительно весело и захватывающе — совместные командировки, общие интересы и устремления, но когда бизнес проникает во все сферы жизни, когда проекты плавно перемещаются из офиса на кухню и даже в спальню — итог печален, хоть и закономерен. Особенно когда пара сталкивается с кризисом. И здесь не важно, будет ли это кризис в бизнесе или в личных отношениях: все настолько взаимосвязано, что, как правило, любой кризис приводит к краху обеих сфер. К тому же, когда женщина строит бизнес, ей очень сложно оставаться в рамках своей гендерной роли. Погружение в бизнес, необходимость зарабатывания денег однозначно меняет ее. Такие изменения отражаются и на семье. Принимая мужскую роль и модель поведения, женщина подавляет партнера, и мужчина не реализует свой потенциал. Это приводит к неудовлетворенности, затяжным депрессиям и распаду брака.
Найти баланс
Институт семьи уходит, и в первую очередь это касается именно успешных людей. Но реализовать себя и при этом сохранить семью можно при грамотном подходе. Развитие своих проектов никоим образом не мешает отношениям в семье. Более того, только счастливая, реализовавшая свой потенциал женщина способна создать гармоничную семью, сделать счастливым своего спутника и своих детей.
1. Чтобы собственные проекты и семья гармонично сочетались, было достаточно времени и ресурсов для дела, личных отношений и для воспитания детей, нужно изменить свое отношение к бизнесу. Ваша компания — не инструмент зарабатывания денег в привычном понимании, а скорее дело жизни, реализация призвания. То есть когда перестаешь использовать понятие «бизнес» и не ставишь во главу угла зарабатывание денег для семьи, а занимаешься действительно любимым делом, все развивается легко и гармонично. Деньги все равно приходят, но уже «без надрыва». Здесь можно вспомнить величайшую бизнес-леди современности Мэри Кэй, которая не просто построила бизнес с многомиллионным оборотом, а создала совершенно новый тип компании, практически религию, основанную на личной мотивации и командной работе.
2. Из-за постоянной конкуренции на рынке труда, где нужно быть на две головы выше мужчин по уровню образования, навыкам и опыту, многим женщинам порой тяжело покинуть «поле боя», и они продолжают соревноваться со своей второй половиной. Дома же нужно забыть о конкуренции и дать мужчине почувствовать себя значимым, «главным». Этого принципа придерживалась Эсте Лаудер, основательница одноименной косметической империи и одна из самых влиятельных бизнес-леди прошлого столетия. Эсте обожала свое дело и своих клиенток, а еще она считала, что для сохранения гармоничного брака необходимо давать мужчине чувствовать себя сильным, и тогда именно таким он и будет.
3. Не меняйте «живое» общение на переписку в мессенджерах. Важно помнить, что технологии не могут заменить эмоции и чувства. Их невозможно воспроизвести при помощи компьютера. Многие успешные пары отказываются от общения в мессенджерах в течение дня или, по крайней мере, сводят его к минимуму, сохраняя темы и энергию для личного общения. И того же принципа придерживаются в воспитании детей.
4. Мужчине также важно поддерживать свою спутницу в ее стремлении самореализоваться. Как сказал один мудрый человек, мужчина счастлив тогда, когда реализовались его жена, семья и он сам. О значимости поддержки мужа рассказывала в своей книге Шерил Сэндберг, операционный директор Facebook. Она пишет, что не знает ни одной по-настоящему успешной женщины, чей партнер целиком и полностью не поддерживал бы ее начинания. И одним из важнейших факторов женского успеха Сэндберг называет разделение с партнером бытовых обязанностей. Все-таки женская реализация очень важна, хотя в нашем, прямо скажем, довольно патриархальном обществе женщина, делающая карьеру, особенно в традиционно «мужских» сферах, вызывает легкое недоумение и непонимание. В первую очередь женщине важно понять, что нужно именно ей — печь пирожки, выращивать цветы или запускать в космос ракеты. Тогда все получится и времени будет хватать и на свои проекты, и на мужа, и на детей.