Рождение ребенка — уникальное время, время переосмысления ценностей и поиска себя. Несмотря на физические и психологические сложности перестройки организма, именно декрет — идеальное время для начала «новой жизни». На Западе ведение предпринимательской деятельности параллельно с уходом за ребенком — довольно распространенная практика. В Великобритании таких женщин называют «mumpreneur». Ожидается, что к 2025 году они создадут и поддержат более 217 600 рабочих мест.
Отсутствие карьерного роста и самореализации, низкая заработной плата, предвзятое отношение руководства, высокая стоимость нянь и яслей, отсутствие гибкого графика и возможности совмещать работу с воспитанием детей — ключевые причины открытия женщинами собственного бизнеса в декрете. Самые жесткие условия декрета в США: всего 12 недель (в Калифорнии — шесть). Американки буквально рожают на рабочем месте, чтобы затем провести больше времени с новорожденным. Даже в СССР в 1956 году женщинам давалось восемь оплачиваемых недель отпуска до родов и восемь недель после.
Американский журналист и консультант Лисен Штромбег провел исследование для своей книги «Work Pause Thrive» и выявил, что после рождения ребенка 72% женщин не вернулись на работу. Британки признаются, что тратят большую часть зарплаты на оплату нянь, 71% мам чувствует себя виноватыми, не уделяя времени своему ребенку.
По данным индекса женского предпринимательства Mastercard, в 2017 году Россия заняла четвертое место из 54 по количеству женщин — владельцев бизнеса (32,6%), на 10 месте — США (30,7%).
Татьяна Бакальчук рассказывает, что родив дочку, была вынуждена искать работу, которую сможет выполнять в свободное время, пока ребенок спит. Этой «работой» в 2004 году стала продажа одежды и обуви через каталоги Quelle и Otto. Первый год складом служила квартира, а курьером работала сама Татьяна. Сейчас ее интернет-магазин Wildberries посещает 12 млн человек в дeнь, оформляя более 350 000 заказов. Татьяна входит в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2018».
Наталия Гладкова в 2011 году основала детский сад Sun School для своего сына, просто обойдя соседских мам во дворе. Спустя семь лет проект вырос в сеть английских садов из 64 франчайзи.
Выберите идею
Смотрите шире! В качестве ниши может выступать хобби. Бетани Итон, работавшая до декрета полицейским, разработала кокосовый йогурт CoYo, желая кормить ребенка полезной пищей.
Выпишите ваши увлечения (то, ради чего вы способны проснуться посреди ночи), мечты (каким вы хотите видеть свое будущее), проанализируйте свои знания и навыки, посчитайте доход (то, что уже приносит деньги), оцените пользу, которую вы можете дать людям. Скрестив ответы между собой, вы найдете необычные идеи для открытия бизнеса.
Определитесь с продуктовой линейкой
Создайте несколько товарных групп с разным уровнем цен, предоставляя клиентам свободу выбора. Помните: товар или услуга должны одновременно «быть в рынке» и отличаться от него. Для этого изучите конкурентов, уровень их цен и способы позиционирования. Ищите «голубые океаны», создавая новые необычные предложения, — это позволит продавать дороже. Вы автоматически станете конкурировать не по цене, а по создаваемой ценности. Выпишите основные черты вашего идеального клиента, потребности. Составьте товарное предложение на понятном покупателю языке.
Чтобы ускорить запуск бизнеса и «набить меньше шишек», можно приобрести франшизу известного бренда, где все уже продумано за вас. В этом случае вашей главной задачей будет набор персонала и запуск рекламы.
Запустите входящий трафик
На этом этапе важно задействовать максимум рекламных каналов: SMM, контекстная реклама (yandex, google), офлайн-реклама и партнерство. Стоит уделить особое внимание построению личного бренда, публикациям в СМИ, выступлениям на телевидении и радио, нетворкингу. Отслеживайте и анализируйте вложения и отдачу от каждого используемого способа продвижения, оставляя самые эффективные.
При моделировании рекламных объявлений говорите на языке клиента, показывая выгоды приобретения вашего товара или услуги. Помните: у вас всего пара секунд, чтобы выделиться среди рекламного шума. Формула вашего уникального торгового предложения может быть такой: полезность + уникальность + специфичность + срочность.
Чтобы собрать базу контактов (телефон, e-mail), встраивайте в рекламу бесплатные предложения. Отличным подспорьем будут уже реализованные проекты и отзывы, — расскажите о них потенциальным заказчикам. Социальное доказательство — важная сторона бизнеса. Порой один реализованный кейс говорит о компании больше, чем целый сайт с его рекламными лозунгами.
Расставьте приоритеты
Изучите правовую часть бизнеса, правильно распределите финансы, чтобы не уйти в минус. У вас должна быть четкая картина в голове. Как открыть юридическое лицо или ИП? Как установить и зарегистрировать кассу? Какие, когда и куда платить налоги?
Четко планируйте каждый свой день, выделяя неприкосновенные часы на работу, чтобы не играть одну роль мамы 24 часа в сутки. Будьте готовы быть постоянно на связи, — в любой момент ответить клиенту и решить его проблему. Используйте каждую «свободную» минуту для работы.
В начале количество новой информации сводит с ума, но стоит разбить «слона» на маленькие задачи, как вы увидите, что создать свой бизнес не так сложно.