С каждым годом гендерное равенство все активнее проникает в бизнес. Женщина — управленец крупной компании уже не вызывает скепсиса. Но не все территории подвластны прекрасной половине человечества или, как минимум, требуют больше времени для адаптации на новой площадке. Особенно, если эта площадка — футбольное поле.
Распределение ролей
Женщины в большом футболе занимают не только рядовые роли в административном составе (массажист, врач и др.), но встречаются и в топ-менеджменте клубов как в качестве консультантов, так и на позициях генеральных директоров или даже владельцев клубов. Например, в Англии до начала этого года исполнительным директором ФК «Челси» была Марина Грановская.
Изначально приход женщин в сферу футбола начинался с судейства. Девушка становилась ассистентом арбитра и благодаря своей настойчивости и целеустремленности продвигалась вверх по карьерной лестнице. Так было с Нелли Вьенно, которая вошла в историю футбола как первая женщина, судившая матч Лиги чемпионов, хотя поначалу занималась тем, что фиксировала офсайды. Если говорить о тренерском составе, то в Италии мужской футбольный клуб U-16 тренирует Патриция Панико. У нас пока такой практики нет.
В топ-менеджмент в футболе как мужчины, так и женщины приходят чаще всего из других сфер бизнеса, например из консалтинга. Футбол — это бизнес, соответственно, нужно уметь выстраивать качественную структуру и систему, которая будет монетизировать «продукт» и приносить прибыль владельцам. Есть исключения, когда в управленческий состав входят те, кто всю жизнь был связан со спортом. Немецкий главный арбитр Бибиана Штайнхаус сначала выступала в составе женского футбольного клуба «Бад-Лаутерберг», но потом решила пойти по стопам своего отца и стала судьей.
По завершению спортивной деятельности некоторые люди принимают решение занять административные позиции. Особенно это распространено в США и Германии, где менеджмент внутри клубов выстроен на очень высоком уровне. У спортсменов в этих странах после завершения спортивной карьеры есть большие возможности в дальнейшем занимать топовые позиции — при должном подходе к самому себе, воспитанию и развитию управленческих навыков .
Спорт как бизнес
Футбол — бизнес, соответственно, от женщины-управленца в этой сфере он требует не столько конкретного образования, сколько владения определенными навыками, умениями, пониманием направления, за которое человек отвечает. На данный момент гендерный состав обучающихся в вузах по специальности «спортивный менеджмент» практически равный: 55% мужчин, 45% женщин. Вероятно, в ближайшем будущем будет гораздо больше функционеров-женщин со специализированным спортивным образованием. Сейчас же в футбол женщины чаще всего приходят, имея за плечами образование либо института физической культуры, либо экономических вузов. Все зависит от позиции, на которую они претендует: арбитр или, например, исполнительный директор футбольного клуба.
Управлять по-мужски
Футбол считается в первую очередь мужским видом спорта. Женщины-управленцы в футбольных клубах должны уметь играть на поле мужчин. Нужно быть твердой, последовательной, иногда жесткой. Добиться авторитета в мужской игре можно только своим напором и действиями. Здесь не место для сантиментов, чувственности, ранимости и интриг.
Уже сейчас есть примеры женщин-тренеров в низших футбольных лигах: Клаудия Малхейрос (Бразилия), Патриция Панико (Италия), Коринн Дьякр (Франция). Футбольный коллектив — это в первую очередь про спорт. В бизнесе все процессы можно выстраивать исключительно на цивилизованном уровне, в футболе нужно уметь говорить по душам. Чтобы женщину слушались мужчины, она должна быть безусловным авторитетом. Пока сложно представить, что в мужской раздевалке женщина станет главной.
При этом женщина может стать успешным тренером в женском футболе и детском клубе. Это тот пласт, где требуется женская гибкость, настойчивость, чутье и основные управленческие навыки. Например, в России хорошим примером успешного тренера женской сборной по футболу является Алла Филина (ФК GirlPower).
Завоевывать территории
В России женский футбол с каждым годом становится все более популярным видом спорта. Появляется больше женских клубов в рамках известных футбольных клубов (ЦСКА, Локомотив), но пока мы уступаем в этом вопросе Западу. Наиболее развит этот вид спорта в Германии, США, Бразилии. Сейчас женская сборная США по футболу собирает полные стадионы и занимает высокие позиции на мировом уровне.
В Германии женский футбол популярен не менее мужского. У немцев сильная фундаментальная база подготовки, детям рано начинают прививать любовь к этому виду спорта и заниматься с ними на профессиональном уровне.
В России не только не популярен женский футбол, в нашей стране в принципе есть проблемы с футболом (исключение составляют несколько клубов, которые способны собрать стадионы). В среднем на матчи Премьер-лиги приходят 14 000 человек, это крайне низкий показатель (для сравнения: Чемпионат Англии — 40 000, Чемпионат Германии — 45 000). Развитие и популяризация футбола как мужского, так и женского в России — задача, которую должен решать Российский футбольный союз (РФС).
При непростой ситуации с футболом в России у нас есть талантливые футболистки, которые заслуживают того, чтобы играть в ведущих зарубежных лигах. Например, Надежда Карпова с конца 2017 года выступает в роли нападающего в одном из сильнейших европейских футбольных клубов ЖФК «Валенсия».
Игра гендеров
Футбол — сфера мужчин. Лига чемпионов, Чемпионат мира по футболу среди мужских команд всегда будут более популярны, чем игры женских сборных. И хотя развитие мужского футбола способствует продвижению женского, равенства в этом виде спорта в ближайшее время не предвидится. Женщины могут дать мужскому спорту определенный шарм, украсить футбол. Уже сейчас дамы оказывают на него влияние: директора по маркетингу футбольных клубов в основном женщины.