Начну с того, что в теме управления проектами (или процессами) нет никакого сакрального знания. Понятно, что чем больше мифологизируется неподъемная сложность той или иной деятельности, тем больше денег на этом можно заработать, будучи «допущенным». Для этого лишь нужно объявить себя главным специалистом, запастись различными дипломами и сертификатами — и с чрезвычайно серьезным видом рассказывать населению то, что все и так знают, но почему-то боятся довериться собственному здравому смыслу и жизненному опыту.
Хотелось бы снять завесу тайны и сообщить, что проектами занимается каждый и любой из нас. В течение всей своей жизни. И чаще всего — вполне успешно.
Что такое — проект? Это связанная и ограниченная в ресурсах (в том числе, по времени) последовательность действий, приводящая к уникальному результату. И проектом является не только строительство, скажем, атомной электростанции или запуск космического корабля, но и рождение ребенка — которое ограничено во времени, ресурсах и уж точно обеспечивает комплекс совершенно непредсказуемых результатов.
К слову сказать, популярное слово «процесс» тоже не несет в себе тайны. Потому что это такая же связанная и ограниченная в ресурсах деятельность, как и проект, но просто приводящая к воспроизводимому, а не к уникальному результату. И выращивание ребенка, например — это процесс, требующий терпеливого и сугубо повторяющегося труда.
Вот этого базового понимания сути проекта и процесса вполне достаточно, чтобы успешно управлять всем действом, если включить логику и здравый смысл. Потому что успешность действий определяется существом этих действий. А суть любого управления это — планирование, работа по плану и своевременная корректировка возникающих отклонений.
Итак, если проект — это связанная деятельность, то надо учесть все (по возможности) виды работ и действий, которые придется совершить для достижения результата. Расписать их по срокам. Выделить те работы, без которых проект не состоится вовсе (самая длинная цепочка работ внутри проекта называется его критическим путем — если проще: никакая реформа календаря не сократит срок беременности). Собрать команду профи для каждого вида деятельности, поставить задачи и принять результат.
Можно выделить восемь шагов, которые помогут выполнить любой проект:
— Определить, что именно вы хотите создать — какой дизайн, какой ожидаемый результат, как скоро.
— Разработать план действий по созданию желаемого, включая сроки, ресурсы и бюджет.
— Приступить к выполнению плана сразу по получении бюджета, стараясь вписаться в сроки.
— Учитывать необходимые корректировки по возникающим отклонениям от плана (в части сроков, ресурсов, бюджета и прочее).
— Вовремя снимать «обратную связь» от исполнителей и заказчика проекта — и вносить изменения, по возможности не теряя связи со стартовым дизайном.
— Реагировать на критические отклонения, меняющие ваш проект в корне (вплоть до принятия решения о прекращении проекта и замораживании работ, если «что-то пошло совсем не так»).
— Подготовить всю отчетность, сдать проект заказчику и расформировать команду проекта, вознаградив перед этим.
Важно помнить, что поскольку проект — ограничен во времени и конкретен по задаче, то команду проекта вы формируете ровно под задачу, а не «навсегда», и также, что команда, успешная в одних видах проектов, не обязательно будет успешна в других. Если вам надо прыгнуть на семь метров вверх, то вам нужен кто-то один, способный это сделать, а не семеро способных подпрыгнуть на метр. Собрав команду и обеспечив ее согласованные действия по достижению результата, надо потом команду расформировать, чтобы не возникло несколько самоуправляемых групп на вашем поле. Как вы успели заметить, ничего сложного.