О пользе подработок
Первые деньги я заработала в 13 лет: хорошо знала английский и была переводчиком для групп американцев-баптистов, которые после перестройки привозили гуманитарную помощь в российские больницы, колонии и детские дома. В 1993 году попасть в детский дом или колонию было особенно душераздирающе. Я отказалась от планов пойти учиться по физмат-направлению и решила стать журналистом – хотелось изменить мир (как выяснилось позже, его в нашем веке меняют люди других профессий).
Потом подрабатывала переводчиком на бизнес-переговорах и поняла, что это безумно интересно. Кроме того, я всегда стремилась довести что-нибудь до состояния готового продукта. Я работала корреспондентом на ТВ, где нужно было организовывать съемки сюжетов. Затем — в PR-агентстве, где мы создавали для клиентов сайты, образовательные курсы, фильмы, книги и игры.
В ходе одного из проектов я познакомилась с ребятами из «Яндекса» и еще через некоторое время перешла к ним продакт-менеджером. По сути, я пришла к тому же физмат-направлению, просто траектория была иной по сравнению с большинством моих новых коллег. Пришлось уже во взрослом возрасте засесть за учебники и самостоятельно подтягивать математические и технические знания — для создания технологических продуктов без такой базы не обойтись.
О продуктах и стратегии
Продакт-менеджер, помимо технических навыков, должен уметь внимательно наблюдать за жизнью, чтобы продукт решал проблему человека. Постепенно я поняла, что цифровые технологии – «материал», из которого делают современные IT-продукты – самый гибкий, и из него можно многое «собрать» с высоким КПД.
«Едадил» был создан в период моей работы в PR-агентстве, во время второго декрета, а развит, когда я уже была сотрудником «Яндекса» и ушла в декрет в третий раз. Если умеешь что-то создавать, в декрете еще больше хочется этим заниматься. Кто-то носочки вяжет, а я делала, что умею. Идея родилась из простого возмущения мамы и хозяйки тем фактом, что каталоги со скидками на продукты и хозтовары надо собирать, наматывая круги по ближайшим магазинам. Мне пришло в голову сделать приложение, в котором были бы собраны все подобные предложения. Тогда мы с моим другом, программистом Святославом Ивановым, сделали первую версию и организовали процесс наполнения приложения контентом.
Мы собрали все предложения в офлайн-магазинах повседневного спроса, в первую очередь в супермаркетах и детских магазинах. Упорядочили их под потребности пользователей и наложили на карту. Базу наполняли молодые мамы, которым была нужна подработка – мы нашли их в интернете. Тогда в месяц мы тратили 20 000 рублей, которые я вынимала из семейного бюджета. Впоследствии стали договариваться с ритейлерами и производителями о предоставлении нам эксклюзивных купонов на скидки.
В работе продакт-менеджера всегда есть задержка от создания концепции до результата. Я ждала появления полноценного продукта в магазине приложений почти год – и этот год работала в «Яндексе». Третья беременность была для меня сюрпризом и вызвала бурю волнений из-за необходимости покинуть работу. Возможность заняться «Едадилом» стала утешением.
Так как я была сотрудником «Яндекса» и хорошо представляла себе, какие у компании есть потребности и какую взаимную пользу мы можем друг другу принести, я предложила руководству посмотреть на проект. «Яндекс» оценил его как пригодный для инвестиций, и мы начали сотрудничество в формате инвестиционного эксперимента. «Едадил» стал для «Яндекса», которому сейчас принадлежит 10% уставного капитала компании, своеобразным экспериментальным инструментом, с помощью которого можно проверять новые модели взаимодействия с аудиторией и монетизации разных направлений бизнеса (сумма сделки «Едадил» и Яндекса, состоявшейся в 2015 году, не раскрывалась, аудитория сервиса составляла на тот момент 70 тыс пользователей – Forbes Woman).
О росте компании
Сейчас «Едадил» растет быстрее, чем я успеваю это осознать. Точно так же, как мы не всегда успеваем отследить, что наши дети выросли, сложно вовремя реагировать на то, как развивается бизнес. Тем более, это происходит не линейно, а волнами. Например, у нас в декабре был успешный запуск кэшбеков. К этому моменту ежемесячная аудитория приложения составила более пяти миллионов человек, и нам уже на стартовом этапе удалось убедить подключиться такие компании, как «Балтика», «Морозко», Coca-Cola, Efes, Ferrero, Henkel, KraftHeinz, L’Oreal, Mars, Nestle, «Bonduelle Кубань».
Сейчас пользователь загружает чек после покупки в оффлайн-магазине и получает вознаграждение, а мы берем комиссию с производителя. Благодаря новому закону об онлайн-кассах вся информация о покупках теперь систематизируется в единой базе ФНС. Таким образом, производитель или ритейлер получает данные о том, какой «выхлоп» обеспечивают кешбэк-акции, а пользователь – стимул делиться этой информацией. Перед Новым годом предложение на мандарины, которое мы использовали как пример ходового товара, обеспечило конверсию 8% из просмотров предложения в покупки.
Когда у тебя уже не «two pizza team» (команда, которую можно накормить двумя пиццами – Forbes Woman) и ты не знаешь всех сотрудников в лицо, потребности бизнеса становятся другими. Нужны методики управления по целям, нужно регулярно сверять аналитическую информацию. Присоединяются мощные сотрудники, которые приносят опыт из других сфер. Найти и уговорить первого сотрудника и создать справедливую систему мотивации, двигающую вперед дело на 100 человек, – это совершенно разные типы задач, решения, инструментарий.
Инвестиционный процесс тоже отнюдь не простой. Инвесторы ранней стадии заставляют проверять концепции самым быстрым и эффективным способом. Когда ты нащупал работающую схему, нужно нарастить критическую массу и масштаб. Тогда речь идет о других источниках финансирования и потребности в бизнес-компетенциях. «Яндекс» смог поддержать нас на нескольких этапах и стал стратегическим инвестором, когда пришла пора масштабировать проект.
Мы замахнулись на огромный рынок: оборот food modern trade (сетевые и несетевые продуктовые магазины самообслуживания – Forbes Woman) в России — 8 трлн руб в год, из них продажи «по промо» — 3,8 трлн. В этой области очевидна высокая потребность в инструментах для адресного маркетинга. Геотаргетинг, купоны или кэшбек – только часть функционала, на который способно мобильное приложение. Оно обеспечивает конвергенцию онлайна и оффлайна и инструменты для отслеживания действий пользователей в реальной жизни. Более того, в перспективе оно может позволить существенно персонализировать пользовательский опыт: если человеку предоставить скидку на сорт сыра, который он приобретает чаще всего, он принесет производителю и ритейлеру гораздо больше денег и сам останется доволен – как и если превентивно напомнить, что в выходные у него гости, и предложить персональную скидку на праздничный торт. Так что сегодня наша задача – «поженить» такие решения с доступом к большой аудитории и технологиями оценки эффективности.