К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Имя собственное: спасают ли объективные оценки работы от гендерных предрассудков

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Ученые из США решили проверить, сохраняются ли гендерные стереотипы в случаях, когда есть возможность объективно измерить качество работы людей разного пола на некотором рынке

Тристан Ботельо из Йельской школы менеджмента и Мабель Авраам из Колумбийской попытались ответить на вопрос в том, оказывают ли гендерные предрассудки влияние на решения людей в рыночных условиях: экономические теории дискриминации предполагают, что в условиях конкуренции оценки, основанные на характеристиках, реально не связанных с продуктивностью, будут неэффективны – и как следствие, предвзятость под действием конкуренции будет исчезать.

В своем исследовании, опубликованном в Administrative Science Quarterly, они опирались на данные онлайн-платформы, где профессионалы инвестиционного рынка (менеджеры портфелей, аналитики) делятся рекомендациями о покупке и продаже ценных бумаг, а также анализом в поддержку этих рекомендаций. Всего авторы учитывали более 3,5 тысяч рекомендаций от 1550 профессионалов, которые касались бумаг, обращающихся на американских фондовых биржах в период между 2008 и 2013 годом.

Платформа, которую рассматривают исследователи, устроена следующим образом. Сначала пользователи видят рекомендации и могут открыть те, которые их заинтересовали. На этом этапе доступен ограниченный объем информации: рекомендуемые бумаги, позиция (короткая или длинная), рыночная доходность, имя предоставляющего рекомендацию аналитика и название фирмы, где он или она работает. На следующем этапе – в случае, если он решает ознакомиться с анализом, лежащим в основе рекомендации — пользователь может также оценивать материал по пятибалльной шкале и оставлять комментарии.

 

Гендер профессионалов инвестиционного сектора на платформе указан не всегда, и то преимущественно в их профилях, а не непосредственно рядом с рекомендациями. Однако с некоторой точностью его можно определить по имени автора. С помощью алгоритма, разработанного компанией IBM, исследователи смогли поставить в соответствие каждому имени вероятность того, его обладатель женского пола – в дополнение к информации из профилей аналитиков. Выяснилось, что только 4,5% рекомендаций были написаны людьми, чье имя с большей вероятностью является женским. Никаких значимых различий в квалификации и показателях инвесторов в зависимости от их гендера Ботельо и Авраам не обнаружили.

Исследователи начали с проверки зависимости между гендером аналитика и числом кликов, которое получала его рекомендация — с учетом таких наблюдаемых показателей как качество рекомендации (отношение ее доходности к доходности индекса S&P 500 за неделю, следующую за размещением рекомендации, то есть, по сути, то, удалось ли по этой рекомендации переиграть рынок), тип рекомендации, горизонт инвестирования, информация о фирме и секторе, уровень образования аналитика, число уже загруженных им рекомендаций и так далее. Оказалось, что аналитики с женскими именами — например, Мэри — получали примерно на 25% меньше кликов, чем аналитики с мужскими — такими как Мэтью, хотя этот разрыв был меньше по мере снижения определенности относительно гендерной принадлежности имени (в соответствии с результатами работы алгоритма).  Разрыв отсутствовал только для женщин с наиболее высокими показателями качества рекомендации (топ 10%), то есть чтобы получить столько же внимания к своей работе, что и мужчинам, им приходилось показывать более высокие результаты.

 

При этом ученые не обнаружили значимых расхождений в показателях склонности женщин и мужчин к риску. Более того, они показали, что некоторый разрыв сохранялся, даже когда они сфокусировались на выборке аналитиков, которые сами указали, что они мужского пола: те, чье имя могло быть и женским (например, имя Келли может быть как женским, так и мужским), получали меньше кликов. Опираясь на этот результат, экономисты предполагают, что объяснить разрыв некоторой ненаблюдаемой разницей в поведении женщин и мужчин на платформе нельзя.

На втором этапе ученые смотрели на зависимость от перечисленных выше параметров таких показателей, как число комментариев, рейтинг одобрения (то есть оценка пользователями качества рекомендации) и рейтинг доходности (оценка вероятности того, что, следуя этой рекомендации, можно достичь целевого уровня цены бумаги). И тут признаков предвзятости они не обнаружили. Ботельо и Авраам со ссылкой на предыдущие исследования предполагают: это можно объяснить тем, что в условиях более высокой неопределенности относительно качества работы люди в большей степени полагаются на такие сигналы как гендер. А вот если пользователь решает уделить рекомендации внимание и получает доступ к анализу (то есть может более точно оценивать ее качество) то в дальнейшем гендер аналитика уже не влияет на его восприятие.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+