Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе фокус-группу из 1000 участников попросили отгадать пол художника и оценить его работу по 10-ти бальной шкале. Работы, предположительно созданные женщинами, были оценены гораздо ниже, чем работы, предположительно созданные мужчинами, сообщают ученые.
На втором этапе эксперимента 2000 участников оценили картины, подписи с именами авторов которых были перемешаны и рандомно приставлены компьютером. Результат оказался аналогичным – работы художников женского пола получили более низкую оценку. Стоит также отметить, что состоятельные мужчины, являющиеся участниками опроса, давали гораздо низшую оценку женщинам, тем самым отражая характерный уровень ставок на арт-аукционах. Результаты этих практических экспериментов лишь подтверждают давно существующую гипотезу о том, что работы женщин оцениваются ниже лишь из-за того, что они – женщины.
Дополнительное доказательство эта гипотеза получила путем анализа 1,5 млн аукционных результатов в 45 странах, включая 62 442 отдельных авторов, в период между 1970 и 2013 годами. Несмотря на недостоверные результаты научных исследований в поддержку того, что работы женщин художников уступают работам, созданным мужчинами, анализ этих результатов показывает среднюю сумму сделок в $48 212 у мужчин и только $25 262 у женщин. Более того, при сопоставлении результатов Индекса Гендерного Неравенства ООН и Индексу Гендерного Равенства Всемирного Экономического Форума становится очевидным, что такие расхождения цен выше в странах с низшим индексом гендерного равенства.
«Результаты этого изучения доказывают неблагоприятное положение женщин в арт-мире, основанное исключительно на их гендерной принадлежности, — комментирует профессор Кауссль. — Покупатели мужского пола являются движущей силой аукционного рынка и также мы видим, что они предпочитают считать женское искусство неполноценным. Наше исследование лишь дополнение к многочисленным доказательствам дискриминации женщин, носящим системный характер во многих индустриях».
Что касается России, то на российском рынке современного искусства по результатам аукционных торгов с 2000 года, в среднем только 4% от общего оборота приходится на продажу работ женщин художников.