Бедность или новые возможности: сколько женщин в мире запускают свое дело и чем они руководствуются
В 2016 году в рамках 74 экономик мира 163 млн женщин начинали или развивали недавно созданный бизнес. Еще около 111 млн вели уже состоявшийся бизнес. К такому выводу пришли авторы «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM).
Если сравнивать показатели 63 стран, которые вошли как в текущий, так и в прошлый отчет за 2014 год, оказывается, что предпринимательская активность женщин с 2014 года выросла на 10%, а гендерный разрыв по этому параметру сократился на 5%.
Совокупная предпринимательская активность оценивается как доля женщин трудоспособного возраста (18-64 лет), которые либо сейчас находятся в процессе создания своего бизнеса, либо управляют бизнесом, которому больше трех, но меньше 42 месяцев. Наиболее высок этот показатель в странах Африки на юге от Сахары и Латинской Америке: например, в Сенегале, Буркина Фасо, Ботсване, Камеруне, Эквадоре и Белизе он составляет более 25% как для мужчин, так и для женщин. Эти регионы также демонстрируют высокий гендерный паритет: предпринимательская активность женщин составляет порядка 80% от мужского показателя. В наиболее развитых странах, таких как Канада, США, Великобритания, Швеция, Израиль и некоторые страны Ближнего Востока, например Катар, это соотношение составляет в среднем порядка 60%.
В пяти экономиках мира участие женщин в предпринимательстве вообще достигает отметки, равной или превышающей участие в нем мужчин: в Индонезии, Вьетнаме, на Филиппинах, а также в Мексике и Бразилии.
В России рост числа предпринимательниц с 2014 года оказался высоким, составив 53%, и гендерный разрыв в стране невелик — около 20%, однако сами по себе показатели совокупной предпринимательской активности небольшие: 7% для мужчин и менее 6% для женщин.
С увеличением развитости экономики совокупная предпринимательская активность, как правило, снижается, как и доля тех, кто обращается к предпринимательству в силу необходимости, а не как к новым возможностям: в Северной Америке нужду как мотив упоминают 13% предпринимательниц, в Африке южнее Сахары — 36%. При этом, как отмечают авторы отчета, вероятность того, что женщины начинают бизнес из острой необходимости, на 20% выше, чем для мужчин. В Европе порядка 25% женщин обращаются к предпринимательству по этой причине, и это на 30% более высокая вероятность, чем для мужчин. 40% женщин-предпринимателей запустили бизнес просто из-за необходимости себя обеспечивать в Хорватии, Словакии, Грузии и Нидерландах.
Показатели намерения завести свое дело также снижаются с ростом развитости экономики. В Африке южнее Сахары более половины женщин отмечают, что намерены в течение трех лет создать свое дело, в то время как в Европе и Центральной Азии показатель лишь немного превышает 10%. При этом реально начинают бизнес в два раза меньше женщин в обоих регионах. Тем не менее с 2014 года предпринимательские склонности среди женщин увеличились на 16%.
Уровень образования предпринимательниц растет с развитием экономики: в экономиках, которые характеризуются преобладающей ролью сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, 14% женщин, которые начали свое дело, имеют образование выше среднего. В развитых экономиках, которые ориентированы на сектор услуг и высокотехнологичное производство, доля достигает 61%. При этом в наименее развитых экономиках наблюдается отрицательная взаимосвязь между образованием женщин и уровнем их предпринимательской активности: предпринимательницы с меньшей вероятностью имеют высшее образование. То есть предпринимательство оказывается важным источником дохода для менее образованных женщин. В странах же с развитой экономикой предпринимательская активность высока среди женщин с образованием выше среднего, то есть для них предпринимательская деятельность — альтернатива другим видам занятости.
Наиболее высок уровень образования предпринимательниц из США, там 84% женщин-бизнесменов имеют образование выше среднего. В Европе среди женщин на 22% больше высокообразованных предпринимателей, чем среди мужчин. В России, Ирландии, Франции и на Кипре образование выше среднего имеют более трех четвертых женщин, занятых предпринимательской деятельностью.
Пик предпринимательской активности приходится на две возрастные группы: 25-34 года и 34-44 года, причем это характерно для представителей обоих полов.
Сара Тебо, профессор социологии Университета Калифорнии в Санта-Барбаре, в статье «Бизнес как план Б» (опубликована в журнале Admistrative Science Quarterly в 2015 году) изучила данные GEM и других источников для 24 стран с высоким доходом за восемь лет и обнаружила более высокий гендерный разрыв в ранней предпринимательской активности и владении уже состоявшимся бизнесом в странах, где государство оплачивает декретный отпуск, инвестирует в уход за детьми и где есть возможность работы по неполному графику. В этих странах женщины также реже обращались к предпринимательству за неимением других альтернатив занятости.
При этом среди предпринимателей в присутствии этих политик поддержки семьи гендерный разрыв, наоборот, сокращался по таким показателям, как размер бизнеса, инновационность продукта или сервиса, степень применения новых технологий. Получается, что, с одной стороны, семейная политика снижает участие женщин в предпринимательстве, вероятно, потому что работа в качестве наемного сотрудника оказывается более привлекательной альтернативой. С другой стороны, улучшаются условия ведения бизнеса для женщин, которые все же решают начать свое дело.
Как показало исследование Pew Research Center, на женщин приходится более 40% рабочей силы по крайней мере в 80 странах. Наиболее велика эта доля (50% и более) в странах Африки к югу от Сахары — Зимбабве, Малави, Гамбии, Либерии и Танзании. Самые низкие показатели — на Ближнем Востоке и в Северной Африке: Палестине, Алжире, Иране, Саудовской Аравии, Сирии и Катаре. В этом регионе доля женщин в рабочей силе превышает 35% только в одном государстве — Израиле (47,3%).