Ты меня уважаешь? Почему в современных компаниях гендерный вопрос отсутствует
1. Отставьте гендерный вопрос на второй план
В России все еще достаточно распространен стереотип об «эффективном менеджере»: им непременно должен быть мужчина средних лет, пользующийся авторитетом у коллег и партнеров. Но, на мой взгляд, в бизнесе сегодня гендерный вопрос отходит на второй план. При одинаковом уровне образования и профессиональной компетенции успешным лидером – харизматичным, сильным, мотивирующим — может быть человек любого пола.
Так, согласно исследованию ВШЭ (доклад «Женская доля: исследование нефинансовых аспектов эффективности западноевропейских компаний», 2015 г.), в кризис женщины-управленцы даже более эффективны и показывают лучшие результаты по сравнению с мужчинами. Возможно, это связано с высокой стрессоустойчивостью, врожденной терпеливостью и способностью «сглаживать острые углы».
Другой вопрос, что сами мужчины и женщины с удовольствием поддерживают сложившиеся представления о роли тех и других в коллективе. Первые комфортно чувствуют себя в женском коллективе, вторые с удовольствием создают своего рода «группу поддержки» руководителю, двигаясь к намеченной цели поступательно.
Но ведь стереотипы для того и существуют, чтобы их менять. В «САН ИнБев» придерживаются именно такой философии – объединять людей, чтобы делать мир лучше. Женщина в современном бизнесе – совсем не редкость: 50% совета директоров – представительницы прекрасного пола.
2. Будьте экспертом в своей отрасли
Руководителю необходимо не только быть постоянно в режиме 24/7, вовлеченным в бизнес, но и детально разбираться в бизнес-процессах. Профессиональные компетенции и постоянное самообразование дают мне возможность требовать такого же отношения к работе от коллег, причем, опять же, гендерная принадлежность в этом случае отходит на второй план. Небольшим бонусом в моем случае является возможность задать изначальный уровень эмпатии, быстрее добиться понимания, чтобы легче перейти к сути обсуждаемой проблемы.
Экспертные знания в своей и смежных областях позволяют на равных разговаривать и с ключевыми клиентами, среди которых есть и мужчины. Чтобы обсуждать тенденции развития рынка, заключать договоры, развивать собственные производственные мощности, необходимо понимать суть финансовых операций, обладать прогностическими способностями, разбираться в маркетинге, логистике, юриспруденции. Если я компетентна в этих вопросах, сложившийся стереотип о том, что женщина не может быть эффективным руководителем, очень быстро разрушается сам.
3. В режиме многозадачности
Одним из «бонусов» для руководителя-женщины является умение работать в режиме многозадачности, одновременно уделяя внимание решению нескольких проблем. Умение видеть проблему в целом и одновременно не упускать из поля зрения детали и работать с большим объемом информации – свойство, которое в большей мере присуще именно женщинам.
Вероятно, способность совмещать несколько социальных ролей, быть хорошим работником, матерью, женой – заложена в нас от природы, в то время как мужчины лучше решают одну проблему, концентрируясь на ней полностью. Мне нравится решать несколько задач параллельно, динамично переключаться с одного дела на другое и делать это качественно.
4. Создавайте партнерские отношения
Мне комфортно работать с интересными людьми, и гендерный вопрос в данном случае не только не является основным, но и просто отсутствует. В «САН ИнБев» у женщин и мужчин равные возможности для роста и развития, построения карьеры. На первом месте – компетенция сотрудника, уровень его профессионализма, умение разделять корпоративные ценности. В компании сложилась уникальная атмосфера: мы стремимся к разнообразию во всем, не боимся экспериментировать, развиваемся – благодаря этому в нашей команде сложились конструктивные партнерские отношения. Важно понимать, что на работе вы не подчиненные, а союзники и всегда находитесь «на одной стороне баррикад». Только такой подход позволит эффективно справляться с любыми вызовами и достигать общие цели.
5. Двигайтесь вперед вместе
Специфика бизнеса нашей компании такова, что ее развитие невозможно без применения передовых технологий производства, менеджмента и маркетинга. Мы стремимся стать лучшей компанией на российском рынке, поэтому постоянно ставим перед собой новые сложные и нетривиальные задачи, решение которых требует совместных усилий. Компания растет и динамично развивается, и эти процессы касаются каждого сотрудника, который вносит свой вклад в достижение нашего общего успеха. Для движения вперед мне, как руководителю, необходимо уметь распознать потенциал сотрудников, определять их сильные стороны и мотивировать идти вместе к достижению поставленной цели.
Не зря считается, что женщины-руководители более чутко относятся к проблемам подчинённых, а подчиненные охотнее ими делятся. Это подтверждает и тот факт, что почти все HR-директора крупных компаний – именно представительницы прекрасного пола. Я всегда стараюсь найти индивидуальный подход к каждому сотруднику, понять его мотивы, взглянуть на ситуацию с его стороны, и уже исходя из этого, я определяю, как лучше мотивировать и какие аргументы привести. В этом случае универсальный алгоритм отсутствует, так что все зависит только от грамотного подхода руководителя.