Все лучшее — детям: как выбор начальной школы закрепляет социальное неравенство
Современные российские родители готовы вкладывать значительные ресурсы в образование своих детей. Они рассматривают их как инвестиции, которые в будущем помогут детям занять достаточно высокое положение в обществе. При этом для самих взрослых образование детей становится соревнованием за престиж, способом подтверждения своей социальной компетентности и социального статуса.
Социологическое исследование в Санкт-Петербурге, построенное на серии интервью с родителями детей до 12 лет и анализе обсуждений на родительских форумах (и посвященное изучению требований, которые они предъявляют к образованию своих детей), показало: образовательная гонка начинается на самых ранних этапах обучения — в начальной школе и даже на стадии подготовки к ней. В выборку исследования вошли родители из рабочего и среднего класса (то есть занятые физическим или интеллектуальным трудом), проживающие как в центре города, так и в периферийных районах.
Лидер образовательной гонки — средний класс: несмотря на то, что все родители признают важность образования и хотят для своих детей лучшей судьбы, инвестирование времени и финансов в начальное школьное образование — стратегия среднего класса. Речь о профессионалах (врачах, учителях, инженерах, чиновниках, менеджерах, дизайнерах, мелких предпринимателях, фрилансерах), доход которых зависит от их собственного образования, умений и навыков — у них нет крупной собственности как источника дохода, который можно передать по наследству. Эти люди ценят образование, поскольку сами прошли путь через начальное, среднее и высшее образование к привилегированным социальным позициям.
Учебная гонка
Представители среднего класса верят: чтобы победить в гонке за престижные и хорошо оплачиваемые позиции, нужно начать как можно раньше. Таким образом выбор начальной школы становится экзаменом на родительскую компетентность. Репутацию школа получает, если удовлетворяет двум типам требований. Во-первых, она должна давать хорошие знания — и давать возможность поступать в среднюю школу с высокими баллами ЕГЭ. Во-вторых, поскольку в начальной школе находятся относительно маленькие дети, она должна обеспечивать заботу о ребенке: питание, прогулки, психологический комфорт, поддержку со стороны учителей.
На практике реализовать оба типа требований одновременно проблематично: там, где много учат и много требуют, дети сталкиваются скорее с дисциплиной, а не с заботой; там где заботятся об их психологическим комфорте, нет столь интенсивного обучения. Возможность сбалансировать два вида требований, по мнению родителей, дает учительница. Она может одновременно заботиться, учить и контролировать. Поэтому родители уверены, что нужно «выбирать не школу, а учительницу».
Ресурсоемкий проект
Выбор начальной школы — занятие ресурсозатратное. Прежде всего, нужны деньги — иногда очень большие. К частным школам отношение настороженное, большинство родителей выбирают государственные бесплатные школы. Поскольку хорошие государственные школы расположены, как правило, в центре города, образовательная стратегия состоит в покупке жилья неподалеку от предпочитаемого учебного заведения — в этом случае поможет прописка. Те, кому не повезло проживать рядом с хорошей школой и кто не располагает средствами на приобретение или аренду нового жилья, ограничиваются более скромными тратами.
Практически все престижные начальные школы предлагают подготовительные курсы, выпускники которых автоматически в них зачисляются вне зависимости от места проживания. Стоимость таких курсов в Санкт-Петербурге варьируется от 700 до 6000 руб. в месяц. Если вы не живете рядом со школой, ребенка туда придется возить. Учитывая проблемы городского транспорта, родители полагают, что не обойтись без собственной машины.
Кроме денег, понадобится время. Если нужно отвозить ребенка в школу, по крайней мере один из взрослых членов семьи должен иметь для этого время, то есть не работать или иметь работу со свободным графиком. В семьях среднего класса женщины часто выбирают работу хуже оплачиваемую, но позволяющую относительно свободно распоряжаться своим временем, или полностью посвящают себя детям как минимум на период их обучения.
Наконец, нужны знания и связи. Чтобы ориентироваться на рынке образовательных услуг и выбрать хорошую школу, необходимо уметь собирать и систематизировать информацию. Эти навыки приобретаются в вузе, да и работа среднего класса обычно связана именно с поиском и обработкой информации. Наконец, у них есть свободный доступ к интернету. Родительские форумы и порталы становятся площадками для выработки коллективных мнений и неформальных рейтингов школ. Профессии среднего класса нередко имеют отношение к образованию (это психологи, педагоги, преподаватели вузов и так далее), что позволяет оценить качество образовательных услуг изнутри системы. Среди знакомых профессионалов из среднего класса обязательно найдутся инсайдеры — школьный учитель, директор школы, инспектор РОНО (комитет по образованию), который поможет советом.
Участь аутсайдеров
Те, кто не имеет достаточных ресурсов, рискуют в образовательной гонке проиграть. Аутсайдерами становятся прежде всего бедные слои населения, мигранты, низкоквалифицированные рабочие и другие малоресурсные группы. Скажем, если родители имеют жесткий график работы на предприятии, по времени совпадающий со школьными занятиями, можно забыть о поездках в отдаленную школу. Если на работе нет компьютера с интернетом, а дома вся семья конкурирует за единственный ноутбук, то время, которое можно потратить на поиск информации, ограничено.
Представители малоресурсных групп часто не видят смысла в образовательной гонке, поскольку уровень их оплаты труда непосредственно не связан с количеством лет, проведенных в системе образования.
Неравенство образовательных возможностей воспроизводится даже в различном восприятии родителями успехов своих детей. Родители из среднего класса активно включены в образовательный процесс: помогают делать уроки, организуют досуг и дополнительные занятия для своих детей, нанимают репетиторов, полагая, что это позволит их детям быть успешными в образовательной системе. Родители из рабочего класса надеются на таланты детей и зачастую недооценивают вклад начальной школы и своих собственных усилий в будущие образовательные успехи детей.
Производство социальных границ
Делая выбор начальной школы, родители стремятся к близкой им социальной среде, стараются «не смешиваться» с другими социальными группами. Родители из среднего класса учитывают социальное происхождение будущих соучеников и их родителей: рассматривают детей из рабочего класса и детей-мигрантов как опасных, пытаются от них дистанцироваться. Родители из рабочего класса, в свою очередь, также стремятся к близкой им социальной среде. Они опасаются элитных школ, в которых дети хорошо одеты, пользуются дорогими гаджетами. Они не хотят сравнения с более социально успешными родителями и стараются избежать социальной стигматизации своих детей.
Российская образовательная политика декларирует равенство образовательных возможностей для всех детей, в том числе из малоресурсных групп (принцип территориальной близости начальных школ, меры частичной компенсации расходов на образование). Однако культурные и экономические ресурсы родителей из среднего класса позволяют им менять правила игры в свою пользу и отправлять ребенка в предпочтительное учебное заведение.
Происходит социальная сегрегация начальных школ. Появляются элитные школы, в которых аккумулируются ресурсы для успешного образования: туда приходят «хорошие» дети из образованных и состоятельных семей, их родители готовы поддерживать их и помогать им. С «хорошими» детьми работать легко и приятно, поэтому в таких школах квалифицированные учителя, любящие свое дело. Одновременно появляются «школы-лузеры»: оттуда, наоборот, ресурсы утекают. Там высок процент детей из социально-неблагополучных семей, детей мигрантов. Получается, что уже начальная школа закрепляет и даже увеличивает социальное неравенство.