До Килиманджаро и обратно: американская история сироты из Пензы
С соучредителем фонда «Жизнь в движении» Натальей Шагинян-Нидэм мы познакомились на спродюсированном ею благотворительном концерте в Театре наций. Известные артисты — Евгений Миронов, Юлия Пересильд, Ирина Пегова, Анатолий Белый и Леонид Ярмольник — рассказывали о подопечных фонда, детях с врожденными физическими ограничениями. А сами дети, у которых от рождения не было рук или ног, танцевали и пели вместе с обычными сверстниками, демонстрируя поистине неограниченные возможности человека. При этом в происходящем на сцене не было избыточной сентиментальности, которой в России часто сопровождается публичный разговор об инвалидности — все было по-американски жизнерадостно.
Собранные от проведения концерта полмиллиона рублей были направлены на поддержку программы «Хочу ходить» — она помогает детям получить необходимое лечение, протезы, образование, профессиональные навыки, психологическую помощь. А история этой программы началась со знакомства Натальи Шагинян-Нидэм с Сашей Шульчевым — воспитанником детского дома в Нижнем Ломове, что в Пензенской области.
С середины 1990-х Шагинян-Нидэм помогла многим нуждающимся детям получить высококвалифицированную медицинскую помощь в США. В начале 1990-х она, врач-психиатр по образованию, специализировалась на проблемах детей с задержками развития и как волонтер часто бывала в детских домах, консультируя в том числе приемные семьи. «Как-то, оформляя визу в американском посольстве, я увидела сразу несколько семей с приемными детьми из российских детдомов. Кто-то попросил о консультации, я поехала в детский дом — и потом уже не смогла оттуда уехать просто так, берешь же на себя какую-то ответственность», — рассказывает она.
В 1993 году Шагинян снимала первый документальный фильм о детях из первой волны международного усыновления и во время съемок познакомилась с будущим мужем, гражданином США. Поводом для съемок стал первый по счету запрет на международное усыновление российских детей. Как вспоминает Наташа, на фоне «ничем не подтвержденных публикаций о том, что иностранцы используют наших детей на органы». Для российских детей-сирот с тяжелыми заболеваниями это была настоящая трагедия. Шагинян решила рассказать о том, как живут в США дети, усыновленные в течение последних двух-трех лет, — и сделала фильм «Дети на другом берегу». А вскоре, переехав к мужу в Штаты, создала свой первый благотворительный фонд Happy Families для помощи детям с тяжелой медицинской патологией в американских больницах. Среди них оказались сироты из самых заброшенных мест России, где не было квалифицированной помощи.
В одном из таких городов Наташа в 2006 году повстречала 15-летнего Сашу Шульчева, у которого от рождения не было обеих ног и нескольких пальцев на руках. Мать Саши отказалась от сына в роддоме по совету врачей, и он попал в Нижнеломовский дом-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. История не по годам умного парня, который писал стихи и играл в футбол, стремительно передвигаясь на доске с колесами, поразила Шагинян-Нидэм. Она вернулась в Нижний Ломов, чтобы помочь Саше осуществить его мечту — встать на ноги. Для Саши Шульчева удалось собрать средства на операцию по протезированию в Texas Scottish Rite Hospital for Children. Позже Наташа сняла фильм о Саше «На своих двоих».
«Мы не стали его опекунами юридически, но, безусловно, он стал членом нашей семьи, нашим крестником. До сих пор моя дочка, она младше, относится к нему как к брату, а он так же гоняет ее, как в детстве, и помогает выбрать правильный университет», — рассказывает Шагинян-Нидэм. Благодаря ее участию в судьбе Саши мальчик остался в Техасе, был усыновлен американской парой, за два года с нуля выучил английский и французский языки, окончил факультет политологии в Университете Техаса, год преподавал русский язык в частной школе, а теперь учится на юридическом факультете в Бостонском университете. «Личная жизнь у него тоже устроена — девушка есть», — улыбается Шагинян-Нидэм.
Более того, Саша Шульчев стал одним из первых участников ежегодного восхождения на Килиманджаро, которое организует «Жизнь в движении». «Казалось бы, самая высокая точка Африки, но мы знали, что люди с ограниченными возможностями туда поднимались, и решили тоже попробовать, — рассказывает Шагинян-Нидэм. — Первым были Саша Шульчев и Саша Похилько. Мы шли по обычному маршруту, по которому ходят все, — в гипоксии, в отсутствие кислорода, нам было так тяжело, и мы ныли. А эти два красавца шли и пели. И когда кто-то позволял говорить себе: «Ой, у меня устали ноги», они кричали: «Радуйтесь, что они у вас есть!» У этих мальчиков, слава богу, хорошо с чувством юмора». Помимо Килиманджаро подопечные фонда поднимались уже и на Эверест.