Марафон, а не спринт: как топ-менеджер Bain расставляет приоритеты между семьей и работой
Чтобы быть счастливым, человек должен состояться в разных ипостасях. Когда все хорошо в семье, когда чувствуешь, что состоялась в профессиональном плане, то и физически ты в тонусе, здорова и энергична. Однако соблюсти этот баланс не так просто, важно расставить приоритеты.
Я для себя решила: в первую очередь для меня важна семья, во вторую — карьера, в третью — спорт и фитнес. Это было скорее интуитивное решение. Я только-только начала карьеру консультанта-аналитика в офисе Bain в Чикаго. В Америке принято фокусироваться на карьере. Все четко, как в кулинарном рецепте: хороший вуз, престижная работа, повышение, бизнес-школа, возвращение в офис, где ты проявляешь себя в новом качестве, — и только потом мысли о семье. Я же через две недели после приема на работу вышла замуж. В офисе все очень удивились, когда я попросила неделю отпуска для свадебного путешествия. Муж тоже из Советского Союза, хотя познакомились мы в Штатах: он также приехал поступать в аспирантуру, только я экономист, а он физик. Компании, впрочем, мое замужество оказалось на руку: девичья фамилия Здобнова была слишком сложной для англоговорящих клиентов.
Успеть все
Через год я родила первого ребенка. Честно говоря, в тот момент я даже не думала, правильное ли это решение с точки зрения карьеры: мы просто хотели ребенка и были готовы к этому. Я понимала, что за время декрета сотрудники, получившие работу одновременно со мной, успеют перейти на следующую ступень, а я отстану. Потребовалось усилие, чтобы сказать себе: «Стоп, не надо об этом думать, твое самоедство не нужно ни семье, ни профессии. Ты все равно окажешься там, где должна».
Я воспринимаю карьеру как марафон, а не как спринт. Сейчас у меня трое детей, и я партнер московского офиса Bain. Поэтому меня всегда удивляет вопрос, когда правильно заводить детей. Думаю, правильно это делать, когда вы с мужем или с молодым человеком этого захотите. Все остальное можно подстроить.
Компания поддержала мое решение родить ребенка и вселила в меня уверенность, что все вопросы можно решить, отчего, наверное, я уже почти 20 лет ей так лояльна. Возможность работать на полставки в то время предоставляли только топ-менеджерам. Я была, кажется, первой в истории, кто уходил у декрет с позиции консультанта-аналитика, поэтому HR-службе пришлось разбираться, как это легально оформить, и после моего случая компания изменила внутреннюю политику. Родился Саша, а через три месяца после родов (классический американский отпуск по уходу за ребенком) я вышла на полставки.
Полставки — это не 20 часов работы, а те же 40-60 часов в неделю, просто в удобное для тебя время. Легко, конечно, не было. Но у меня была долгосрочная цель — быть счастливой во всех ипостасях. Я верю: если ставишь цель, которая кажется невыполнимой, но она для тебя действительно важна, всегда найдешь способ к этой цели приблизиться. Во всяком случае, точно зайдешь намного дальше, чем если бы такой амбициозной задачи перед тобой не стояло.
Когда родился второй сын Артем, я была уже консультантом. Это другой круг обязанностей и другая степень ответственности: нужно общаться с клиентами, планировать не только свое время, но и время команды.
Я уже знала по опыту первых родов, что, если захочу, со всем справлюсь. Сыну было восемь месяцев, когда начался важный проект в Колорадо — меня по 4 дня в неделю не было дома. При этом я продолжала кормить ребенка грудным молоком: сцеживалась в самолетах, в гостиницах, складывала молоко в холодильник, потом привозила домой запас на несколько дней. И с Артемом, и с младшей дочкой Катей я в декрете проводила уже по полгода. Больше бы все равно не выдержала: соскучилась бы по разговорам об экономике, а не о пеленках.
Теперь в Bain есть программа Women in Bain, и это мощная поддержка для молодых сотрудниц. В России этой практикой занимаюсь я. Мы много говорим с коллегами о том, что для каждого человека правильное решение по поиску баланса в жизни будет свое: нет какого-то одного пути к успеху, и нужно не бояться искать свой.
Полезные советы
У меня не было наставника, который уже прошел бы подобный путь: консалтинговая среда была в основном мужской. Но я черпала полезные советы из разных источников. Однажды партнер чикагского офиса сказал: «Оля, тебе надо перестать говорить о детях на работе. Когда ты говоришь о них, у тебя глаза горят. Я хотел бы видеть такие же глаза, когда ты говоришь о проекте». Это был хороший урок.
Должность консультанта по коммуникациям, которую мне как перспективному сотруднику назначили, чтобы побороть стеснительность, научила меня использовать по максимуму то, что дается тебе естественно, не вызывает внутренней ломки и приносит определенную ценность компании. Не надо стремиться быть «супер» во всем. Например, моя сильная сторона — умение понимать других. И клиенты всегда чувствуют, что я на их стороне, поглощена их проблемами и задачами.
Важный для семейной жизни совет я получила от девушки, которую собеседовала при приеме на работу. Она рассказала, что никогда не чувствовала себя заброшенной, хотя у ее матери была сумасшедшая карьера. А все потому, что мама умела создавать яркие моменты, и они запоминались надолго. Я уцепилась за эту идею. Наверное, каждая работающая женщина переживает, что мало времени проводит с детьми. Но важно, как именно проходит это время. Я поняла, что все не очень важное можно передать на аутсорсинг. Я, скажем, не из тех женщин, которые получают удовольствие от постоянного пребывания на кухне, но люблю готовить с детьми праздничные блюда — ведь тогда это событие.
Поддержи другого
Мне повезло: компания всегда поддерживала меня. Удавалось найти компромисс, когда нужно было выбирать в пользу семьи или карьеры. Например, когда муж получил работу в Нью-Йорке, мы переехали все вместе: меня перевели в нью-йоркский офис Bain. Когда в 2008 году мне предложили поучаствовать в создании московского офиса, мы на семейном совете решили не вырывать детей из привычной жизни сразу, и я с ними первый раз приехала в Москву на пробу, на несколько месяцев. Потом мы вернулись в Америку, они закончили учебный год, я какое-то время поработала в Москве наездами. Потом и муж получил работу в Москве. Дети быстро привыкли к новой обстановке. Оказалось, что им хорошо там, где хорошо родителям.
У каждого человека есть свое представление о семейном счастье. Мы с мужем на интуитивном уровне друг друга всегда понимали. Семья помогает мне избегать стресса, снижая значимость каких-то напряженных ситуаций. Когда я начинаю накручивать себя на работе, вспоминаю, что у меня в жизни есть другие важные вещи, помимо дедлайна, проекта, презентации.
С каждым ребенком я стараюсь обязательно разговаривать один на один. Когда они были младше, я укладывала их спать по очереди, и перед сном состоялись самые важные разговоры. Теперь, когда дети повзрослели, мы общаемся, гуляя с собакой или за чаем. Есть железное правило, которое детям очень нравится: когда они звонят, я беру трубку, даже если я на важной встрече (скажем, у клиента из нефтегазовой отрасли). Дети знают, что, сколько бы я ни работала, я всегда на связи и они мой главный приоритет. Ни разу никто из клиентов не возмутился. Потому что я не чувствую себя виноватой.
Чувство уверенности транслируется. Я и в семье веду себя так же: не извиняюсь перед детьми за то, что много работаю, или за то, что нужно уехать в командировку. Мы обсуждаем, что это дает нам как семье, но это не извинения за мой выбор. Я живу для того, чтобы они были счастливы. А они будут счастливы, если буду счастлива я.