В истории США жены президентов не всегда являлись первыми леди. К примеру, обязанности первой леди при третьем президенте США Томасе Джефферсоне (1801-1809) выполняла Долли Мэдисон — супруга его близкого друга и следующего президента США Джеймса Мэдисона (1809-1817). После кончины в 1828 году жены президента Эндрю Джексона (1829-1837) Рейчел, обязанности первой леди перешли к ее племяннице 21-летней Эмили Донельсон. И наконец, во время президентства неженатого Джеймса Бьюкенена (1857-1861) хозяйкой Белого дома была его племянница Харриет Лейн.
Более того, должность первой леди не раз занимали временно. Когда Жаклин Кеннеди была в отъезде, ее временно замещали мать или сестры Джона Кеннеди. Аналогичную позицию в разное время занимали дочери президентов Гарри Трумэна, Ричарда Никсона и Билла Клинтона.
Кто она, Иванка Трамп?
Когда Иванке исполнилось девять, семейному счастью пришел конец. Интенсивный график работы ее родителей, возрастающее недоверие и постоянные связи Дональда с другими женщинами послужили причиной раскола в семье. По заявлениям самого Трампа, его главной ошибкой с Иваной явилось то, что он превратил свою жену в бизнес-партнера: «Когда я возвращался домой уже за полночь, мне приходилось говорить с ней не о семейных или супружеских темах, но о том, как продвигается бизнес в Атлантик-Сити». Масла в огонь подлило скандальное интервью любовницы Трампа и его будущей супруги Марлы Мейплс, роман с которой в течение долгого времени транслировался ведущими новостными изданиями страны. Освещение подробностей развода родителей достигло такого уровня, что журналисты стали преследовать маленькую Иванку, осыпая расспросами о личной жизни ее семьи. В конечном счете дети Трампов были переведены на домашнее обучение на семейной вилле в Палм-Бич (штат Флорида).
В это же время семью постигло еще несколько печальных событий: над компанией Трампа нависла угроза банкротства, умерли дед Милош и любимая няня Иванки Дороти, с которой она были очень близка. Последнее стало для девочки настоящим ударом: «Она была мне как мать, — писала Иванка в своих мемуарах, - моим самым близким и доверенным лицом. Я так нуждалась в ее совете, ее мудрости, ее поддержке».
В 1993 году, после расторжения брака с матерью Иванки, Трамп узаконил свою связь с любовницей. Данная ситуация была неоднозначно воспринята детьми, что отразилась на их взаимоотношениях с отцом. В то время как Эрик был еще слишком мал, а Дональд-младший обвинил своего отца в разрушении семьи и не разговаривал с ним более года, Иванка отнеслась к нему с наибольшим сочувствием. При этом она не приняла свою новую мачеху Марлу, отношения с которой у Иванки были стабильно напряженными.
Совершенно другой характер получили отношения между Иванкой и следующей женой ее отца — словенской моделью Меланией Кнавс. Этому способствовал зрелый возраст Иванки, длительное общение между девушками, а также восприятие Мелании не как женщины, послужившей причиной развала семьи, но как новой спутницы в жизни отца, с которой, как казалось Иванке, он по-настоящему счастлив.
Иванка получала образование в престижной нью-йоркской школе для девочек Chapin School, которую в свое время окончила Жаклин Кеннеди, а также дочери президентов Франклина Рузвельта и Ричарда Никсона. Когда Иванке исполнилось 15, ее перевели в частную школу-интернат Choate Rosemary Hall в штате Коннектикут, о которой она вспоминала с горьким сожалением.
Помимо жесткого школьного режима и монотонности повседневной жизни, Ивана настояла на том, чтобы дочь оплачивала бо́льшую часть своих текущих расходов самостоятельно. Для этого Иванка стала работать моделью для Versace и Thierry Mugler. В 1997 году она появилась на обложке известного молодежного журнала Seventeen. И хотя многие пророчили ей успешную карьеру в модельном бизнесе, сама Иванка относилась к данному виду работы негативно.
После окончания Пенсильванского университета Иванка начала работать в Trump Organization в должности вице-президента. В этот период времени она начинает сотрудничать с рядом компаний (продав им право на использование ее имени), специализирующихся на продаже ювелирных изделий и модной одежды.
Ее мужчины
Развод родителей, в особенности его подробное освещение в прессе, серьезно повлияли на формирование Иванки Трамп. По ее собственным заявлениям, это был ужасно неприятный опыт, который открыл ей глаза на то, каким некрасивым может быть мир. В результате она заметно повзрослела и обрела наиболее характерные для себя черты поведения: напористость, целеустремленность, категоричная пунктуальность, верность семье, скрытность и подозрительность.
Не забывая скандальности, которой был окружен развод ее родителей, Иванка никогда не афишировала свои отношения с мужчинами. В 14 лет она всячески избегала расспросов о мальчике, который пытался за ней ухаживать. В 28 лет она скрывала подробности своих отношений со своим будущим мужем Джаредом Кушнером.
Иванка позиционировала себя консервативной сторонницей серьезных и длительных отношений с избранниками. Ее привлекали сильные, успешные мужчины, как правило, старше ее. Она долгое время выстраивает диалог с противоположным полом, но в случае расставания, наоборот, не стремится его сохранить. Примечательно, что ее супруг Джаред Кушнер явился исключением из этого правила: с ним она встречалась не более года до свадьбы.
Иванка никогда не была обделена вниманием мужчин, в том числе и ее собственного отца. Общеизвестно, что она является объектом сексуального восхищения Дональда Трампа, который отпускал в ее адрес несколько откровенных комментариев. В частности, он не раз заявлял, что у его дочери отличное, горячее тело, что он встречался бы с ней и не только, если бы не факт их родственных связей. Трудно сказать, являются ли такие комментарии своеобразными комплиментами любящего отца, саморекламой или за ними стоит подлинный сексуальный интерес. В любом случае, они лишний раз подчеркивают высокую степень открытости и доверия в отношениях между дочерью и отцом.
Роль в политике
О политической ориентации Иванки Трамп известно довольно мало. Вполне вероятно, что ее партийная принадлежность и идеологическая позиция окончательно еще не сформировались. Несмотря на деятельное сотрудничество с республиканской партией, Иванка не соотносит себя ни с одной из ведущих партий страны.
Ее подход к политическому диалогу может быть прямо пропорционален методике ведения бизнес-переговоров. В этом отношении ей свойственна консервативная, жесткая позиция, чем она серьезно отличается от своего отца, который использует более разносторонние и либеральные методы.
Стоит заметить, что Иванка неоднозначно отнеслась к стремлению отца участвовать в борьбе за Белый дом, однако поддержала его и стала ценным игроком команды. Во время предвыборной гонки она успешно дополняла образ неугомонного, взрывного и бескомпромиссного Трампа своим спокойствием, тактичностью, сдержанностью, осторожностью и взвешенностью суждений. В период выборов они словно поменялись ролями: когда Дональд действовал как непослушный ребенок, она сдерживала и наставляла его. Помимо этого, она неоднократно защищала его от предъявляемых обвинений в женоненавистничестве и сексизме, детально объясняя, что ее отец на самом деле пытался сказать.
Иванка стала ключевой фигурой в привлечении женского электората на сторону Дональда Трампа. Она участвовала в разработке и популяризации его предвыборной инициативы, получившей название «Работающие мамы» — программы, предусматривающей экономическую поддержку матерей-одиночек. Ее работа в команде Трампа была положительно оценена общественностью, Иванка стала восприниматься как более профессиональный политик, чем ее отец. Сам Дональд Трамп неоднократно называл ее ближайшим помощником, а брат Эрик — самым влиятельным советником в команде отца. Неудивительно, что именно Иванка, а не Мелания, сопровождала Трампа к трибуне, с которой он заявил о вступлении в предвыборную борьбу, а также представляла отца вступительной речью во время президентской номинации.
Каковы же ее политические амбиции? В последнее время Иванка старается деликатно избегать ответов на такие вопросы. Она до сих пор не получила должности в администрации, тем не менее ее «подвешенный статус» неофициального советника президента породил множество слухов и предположений. В частности, СМИ утверждали, что Иванка может взять на себя ряд функций первой леди, будет сопровождать отца на официальных мероприятиях и переедет в Восточное крыло Белого дома — традиционно используемое для жены президента США. И хотя не так давно она сделала официальное заявление, развеяв эти слухи, ее действия говорят об обратном и лишь подстегивают общественную дискуссию о ее положении. Так, на официальные встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и премьер-министром Канады Джастином Трюдо, президент взял свою дочь, а не жену. Вместе с Меланией Иванка не так давно встречала премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его супругу Сару во время их визита в США.
Вопрос о статусе Иванки как потенциальной хозяйке Белого дома носит не столько правовой характер, сколько находится на стыке устоявшихся традиций и этических принципов, поскольку первая леди — это единственная должность в американской политической системе, которая никогда не регламентировалась законодательно. По мнению многих, Иванка является более подходящим кандидатом на эту должность, чем жена президента. Она более образована и политически подкованна, имеет серьезный авторитет в партийном истеблишменте и больший опыт ведения переговоров. Мелания очень эффектная женщина, но Иванка не уступает ей по красоте, такту и изысканности.
В пользу ее дальнейшего дефиле на политическом подиуме говорит и тот факт, что она уволилась из Trump Organization, пожертвовав постом вице-президента компании (управление семейной бизнес-империей легло на плечи старших сыновей Трампа), а также аннулировала все контракты на использование своего имени в качестве бренда.
В целом, не так уж и важно, продолжит ли Иванка играть роль «серого кардинала» при дворе своего отца или станет первой леди США, затмив Меланию. Имея серьезное влияние на Дональда Трампа, Иванка вскоре станет главным козырем в политической игре в Вашингтоне и будет постоянным гостем на официальных встречах президента в Белом доме.