К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

И физик, и лирик: как дизайнер русских сайтов возглавила офис американского Autodesk


За 15 лет Анастасия Морозова прошла путь от менеджера по рекламе дистрибьютора Autodesk до генерального директора его российского офиса.
Анастасия Морозова Фото Семена Каца для Forbes

Глава подразделения Autodesk в России и СНГ Анастасия Морозова много времени проводит в офисе, просматривая работы, которые созданы пользователями продуктов ее компании. Можно изучить сложные конструкционные решения и дизайнерские проекты, появившиеся в программах для инженеров и строителей. На экране появляются 3D-модели, отрисованные в деталях: спортивный автомобиль, турбина ротора, промышленные роботы, фантастический космический истребитель… За кофе можно подумать о том, как в строительство приходят 3D-печать и технологии искусственного интеллекта: тут Морозовой вспоминаются разговоры с инженерами голландской MX3D, которая научилась печатать мосты из стали, интервью руководителей стартапов, которые рассчитывают печатать здания из бетона, предварительно «впрыгнув» в их 3D-модели благодаря очкам виртуальной реальности.

Анастасия Морозова, одна из немногих женщин-руководителей среди локальных офисов Autodesk, уверена, что в среде технарей девушки уже давно отвоевали себе место. «В Германии, например, женщины вплоть до 1970-х должны были, устраиваясь на работу, предоставить документ с подписью мужа, — рассказывает Морозова. — Российские женщины, чтобы заниматься тем, что им нравится, согласия от мужей могли не получать со времен революции». Морозова часто встречает девушек в российском сообществе Autodesk — это инженеры-проектировщики, конструкторы, архитекторы даже в таких сложных областях, как строительство и машиностроение.

И физикам, и лирикам

 

Выбирая работу, Морозова старалась найти ту, которая позволит реализовать себя и как гуманитария, и как технаря. Она училась в обычной школе в Твери, обожала информатику и приходила в восторг в компьютерном классе, когда несколько строчек кода на Basic заставляли квадрат на экране двигаться. Но после уроков она бежала в «художку», а вечерами вышивала, мастерила заколки для волос или сумки, рисовала. В старших классах Морозова долго выбирала между профессиями экономиста и программиста, но все-таки отнесла документы на факультет прикладной математики и кибернетики Тверского госуниверситета.

Сегодня глава подразделения Autodesk в России и СНГ часто вспоминает свой компьютерный класс, где она занималась моделированием перемещений геометрических объектов: ей и сейчас больше нравятся не тяжеловесные алгоритмы с большим временем отклика, а небольшие программы, в которых можно быстро протестировать результат.

 

Именно в университетском компьютерном центре однокурсники Морозовой впервые выбрались в интернет. Непонятные англоязычные сайты впечатлили настолько, что вскоре группа учеников делала свои странички — сайт университета и даже локальную соцсеть. Шипение модема и то, как постепенно загружается картинка на мониторе, Морозова помнит до сих пор. «Возможно, мы были в каком-то смысле гиками, — пожимает плечами она. — Но я даже представить не могла, что кто-то, «распробовав» интернет, не стал бы таким же сумасшедшим, какими были тогда все в нашей очень молодой команде».

После университета Морозова устроилась системным администратором в один из первых в Твери центров обучения компьютерной грамотности. Нужно было обновлять компьютеры, устанавливать новые программы — работы немного, зато есть время на изучение нового. Когда Word, Excel и другие стандартные офисные программы были освоены, Морозовой предложили начать читать курсы. Появилось еще одно увлечение — дизайн сайтов. Первый ее сайт был посвящен соревнованиям по популярному тогда шутеру Doom.

В начале 2000-х Морозова откликнулась на объявление крупного дистрибьютора программ Autodesk и отправилась в Москву, в Русскую промышленную компанию. «Многие решения мы, женщины, принимаем эмоционально, это факт, — объясняет Морозова, как влюбилась в новую работу при первом взгляде на… рабочий стол. — Во многих ситуациях стоит опираться на внутренние ощущения, рационализация не всегда полезна».

 

В Русской промышленной компании Морозову обязали придумывать рекламу для продуктов Autodesk. Первое задание — продемонстрировать идею, которая бы «отразила новый взгляд на проектирование». Морозова тогда с трудом представляла, в чем заключался старый. «Я стала расспрашивать генерального директора о вещах, которые ему, пожалуй, казались очевидными, — вспоминает Морозова. — А я не стеснялась спрашивать, не боясь продемонстрировать некомпетентность. Ведь честный разговор — лучший способ разобраться».

Морозова сделала рекламу, где рука директора предприятия переставляла элементы 3D-модели цистерны с одного места на другое: это иллюстрировало, что на смену 2D-черчению приходит 3D-моделирование. Затем были журнальные рекламные модули с тремя поросятами при обсуждении домика, сделанного в одной из программ Autodesk. А чтобы заставить ­аудиторию воспользоваться пробной версией продукта (Autodesk тогда вводил тест-драйвы), команда Морозовой снимала порцию красной икры, вынимаемой из банки («попробуй, прежде чем купить»). Красивый кадр требовал, чтобы икра возвышалась горкой даже после того, как ее зачерпнут ложкой.

Вскоре Морозову повысили до директора по маркетингу дистрибьюторской компании, и она взялась за анализ аудитории и построение структуры продаж. Программы Autodesk — это инструменты архитекторов и инженеров, объясняет она: они подобны скрипке, которая в руках талантливого музыканта становится частью грандиозного выступления оркестра.

Найти и заработать

Темным зимним вечером 2006 года Морозова вышла из офиса, в сумке зазвонил мобильный. В трубке звучал удивленный голос главы представительства Autodesk в России Александра Тасева: в его компании уже больше полугода открыта позиция директора по маркетингу, а «Морозова до сих пор не прислала резюме».

 

Анастасия и не думала о смене работы: в ее отделе наконец все было отлажено, да и для работы в международной компании пришлось бы с нуля осваивать английский. Но после встречи с Тасевым Морозова засела за словари, прошла два собеседования с руководителями европейских офисов по телефону, а потом еще одно, очное, с руководителем региона EMEA. «С тех пор, когда кто-то говорит, что не может выучить язык, я парирую, что у него просто нет повода», — смеется Морозова.

Следующие шесть лет Морозова работала директором по маркетингу и еще четыре — главой направления архитектуры и строительства российского офиса Autodesk. Аудиторию покупателей программ она уже знала, стояла задача расширить ее, а также приучить дистрибьюторов к единым стандартам работы.

В IT-отрасли и строительной сфере, как и во многих других консервативных отраслях, женщин часто не принимают всерьез, признает Морозова. Одно из ее воспоминаний — первый круглый стол по технологиям САПР (системы автоматического проектирования), куда она отправилась без гендиректора. Войдя в комнату, где за столом сидело около десятка мужчин, она услышала приветствие одного из них: «Ой, девочка пришла! А где же шпаргалка?» Морозова нашлась: «В правом рукаве». И хотя после мероприятия все его участники подошли обменяться визитками, а со многими она теперь в хороших отношениях, осадок остался. «Я почувствовала, что гендерная проблема и правда существует, — признается она. — Вспоминаешь все эти исследования, когда два абсолютно одинаковых резюме рассылают работодателям, но соискатель с мужской фамилией получает больше откликов и выше предложение по зарплате». А потом была поездка во Владимир к руководителю крупного завода. Когда тот начал трясти руку коллеге Морозовой — простому менеджеру по продажам, а ей бросил: «Ну, вы тоже садитесь», она протянула визитку и вышла из ситуации шуткой. Но с тех пор стала активнее — сама представлялась, рассказывала о цели встречи.

Став руководителем направления строительства и архитектуры и занявшись технологиями информационного моделирования (Building Information Modeling, BIM), Морозова должна была проводить много встреч с инженерами и руководителями крупных строительных фирм, с проектировщиками метрополитена, с компаниями в сфере атомной энергетики и горно-добывающей промышленности. Всем требовалось объяснить, что покупка программ для информационного моделирования — это только часть дела. Чтобы инвестиции в новые технологии окупались, нужно научиться по-новому принимать решения, перестраивать бизнес-процессы.

 

«Передо мной часто сидят люди с корочками MBA, построившие успешный бизнес, а мне приходится говорить им, что они не правы, когда думают, что достаточно купить программы и обучить сотрудников, чтобы внедрить BIM», — говорит Морозова. Как убедить покупателя? Морозова объясняет, что каждый раз нужно встать на позицию клиента и жить его проблемами как своими собственными — будь то мама, которая выбирает игрушку для своего ребенка, или глава департамента архитектурного моделирования, который осознает преимущества перехода к BIM, но не знает, как к нему подойти.

Работать стало легче с появлением плана Минстроя по внедрению BIM с конца 2014 года. Как именно внедрять решения с использованием технологий информационного моделирования и какими должны быть отраслевые стандарты, чтобы IT-решения помогали контролировать сроки и экономить стоимость строительства.

Назначение Анастасии Морозовой на должность регионального директора совпало с изменением бизнес-модели Autodesk: от продажи программ к подпискам на них. В строительной сфере, в дизайне, в промышленном моделировании проекты все чаще создают не сотрудники корпораций, а группы фрилансеров, а разработчики IT-решений все чаще продают программы как облачные сервисы. «В наших офисах мы «подписаны» на воду в кулере, на чернила в картриджах принтера, а Michelin, например, стала брать деньги с владельцев грузовиков не за сами шины, а за километры пробега, — объясняет Морозова. — Мир становится гибким».

Каков результат? По итогам 2016 финансового года российский офис Autodesk выходит на 4-е место по количеству новых пользователей в Европе, объемы продаж его отдельных продуктов в России ежеквартально растут вдвое. И это притом что рынок BIM достаточно насыщен и демонстрирует спокойный органический рост. Эксперты связывают успех офиса под руководством Морозовой с умением объяснить аудитории преимущества подписки на продукт.

 

Быть в курсе трендов на IТ-рынке, вникать в технические тонкости Морозовой помогает муж, с которым она познакомилась еще в вузе, в том самом университетском компьютерном центре. «Он руководит интернет-проектами и поначалу здорово помог мне погрузиться в компьютерные технологии, — говорит Морозова. — А BIM — все-­таки тема специфичная, теперь я больше разбираюсь сама». Впрочем, на должности первого лица компании Морозову больше заботит развитие творчества внутри команды (в коллективе российского офиса около 70 человек) и управление человеческим капиталом. В офисе Autodesk проходят то лекции по искусственному интеллекту и новым технологиям 3D-принтинга, то завтраки, на которых каждый сотрудник рассказывает о том, что вдохновляет его в работе. А сама Морозова слушает лекции на TED и YouTube, ее квартира по-прежнему завалена книгами и распечатками. Как в те же времена, когда она штурмовала английский, а потом основы информационного моделирования и управления проектами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+