Почему России повезло с женщинами-финансистками и чем ей это грозит
Пройдет еще буквально 5-10 лет, и на постах генеральных директоров крупнейших российских компаний окажется значительно больше женщин, чем мы видим сейчас. Причем рыночная ситуация такова, что по соотношению женщин и мужчин на посту гендиректоров мы вполне в состоянии обогнать Европу и США. Откуда такие предположения? Пока это лишь статистическая проекция, но основания для ее воплощения в жизнь более чем убедительные.
На Западе профессию финансового директора считают отнюдь не женской. В Европе, по данным нашей компании, женщин-CFO всего 11%, в США – 12%. В России цифра на сегодняшний день намного больше: 15% отечественных финансовых директоров – женщины (мы в Spencer Stuart проанализировали 100 крупнейших по капитализации российских компаний). Кажется, что разрыв небольшой, но в нашем исследовании были проанализированы только крупнейшие компании России, Европы и США (списки FTSE100 и Fortune 500), а если взглянуть на статистику наших собственных проектов за последние несколько лет, число женщин-финансовых директоров стремится к 30%.
Не так давно мне пришлось реализовывать совместный проект с английскими партнерами. Они очень удивились, что из пяти предлагаемых нами кандидатов на роль CFO трое были женщинами. По их словам, в Великобритании такое невозможно.
Корни явления просты. Позиция финансового директора, его роль и функции сформировались в нашей стране в период экономических преобразований после 1991 года. Тогда единственными кандидатами на роль CFO были бухгалтеры и работники планово-экономического отдела, причем вторых было физически меньше, а бухгалтерия, как мы помним, в советской парадигме всегда была исключительно женской вотчиной. Можно объяснять это «усидчивостью» и «скрупулезностью», которые якобы более свойственны женщинам, но на деле причина глубже — в менталитете и отношении к финансовым функциям. В известном советском фильме «Карьера Димы Горина» работа финансового служащего противопоставлена «настоящей мужской» профессии. И сравните с Европой, где все, что связано с финансами компании, бухгалтерией, аудитом, не говоря уж о биржевых или банковских делах, испокон веков воспринималось как прерогатива мужчин. Именно мужчины заправляют финансами в романах Диккенса, Золя, Бальзака, Голсуорси и Драйзера. Поэтому, когда в России начинали складываться рыночные отношения и появился свободный рынок, мы оказались перед фактом, что в области управления финансами женщин-профессионалов больше, чем мужчин.
Ситуация начала меняться, когда появилась позиция финансового директора и его функционал стал постепенно расширяться. К середине 2000-х эта должность стала одной из ключевых внутри компании. Тем не менее результаты нашего исследования показывают, что Россия – лидер по количеству женщин в должности CFO на уровне крупнейших национальных компаний. И за последние 10 лет я ни разу не получал от клиентов конкретных просьб о гендерной принадлежности CFO, что говорит о фундаментальном переломе в мышлении, когда оценивается исключительно профессионализм кандидата.
По статистике Spenser Stuart, из CFO в России «вырастает» такое же количество CEO, как и в Великобритании и в США (5%). Никаких тенденций к сокращению этой цифры я не вижу. А это значит, что уже через пять-десять лет среди тех, кто из CFO стал первым лицом российской компании, мы увидим значительное число женщин.