Дело случая: зачем политологу социальное предпринимательство
«В предпринимательский проект я попала случайно — пришла на встречу как консультант, а получила предложение возглавить сервис», — рассказывает Анна Шайхутдинова, генеральный директор проекта «Профилум», помогающего детям и подросткам в выборе профессии.
«Профилум» запустился в сентябре 2015 года. На сайте дети и подростки могут пройти тест и получить рекомендации по выбору профессии. Сегодня в каталоге проекта 200 профессий и 20 000 программ дополнительного образования. В базе пользователей — 20 000 старшеклассников и родителей. Шайхутдинова возглавила «Профилум» через месяц после зарождения идеи. Что получилось за год?
Детство Шайхутдинова провела в Австралии, куда ее семья эмигрировала, когда она была еще второклассницей. Затем училась на бакалавра политологии в британском UCL (University college of London). Получив диплом в 2009 году, подала документы на магистерскую программу Лондонской школы экономики, но учиться передумала — решила работать, причем в России.
Анна стала искать варианты возвращения на родину. Самым простым и понятным способом все равно оставалась учеба. «Я выбирала образовательные программы, но не такие академичные, как в Англии», — рассказывает Анна. В итоге рискнула и в 21-летнем возрасте подала документы сразу на программу MBA бизнес-школы «Сколково», обучение оплатили родители. «Меня собеседовал Рубен Варданян и очень удивлялся, что я самая молодая в группе. Средний возраст моих однокурсников по MBA был 32 года, и все они имели большой управленческий опыт в бизнесе или госструктурах», — вспоминает Шайхутдинова. По ее словам, это была чистая авантюра — нужно было пройти бизнес-курс с большим финансовым блоком. До этого девушка с гуманитарным образованием никогда не сталкивалась с финансами, а экономику изучала только в составе курса политологии.
Программа обучения предполагала участие в разных консалтинговых проектах с полным погружением и два зарубежных модуля — в США и Индии. «Это был быстрый и понятный крэш-курс, который дал мне представление о том, что вообще происходит в России, причем и в корпоративной, и в государственной среде».
Закончив обучение, Шайхутдинова получила предложение стать директором по развитию кадровой программы АФК «Система» «Лифт в будущее» по привлечению детей и молодежи. «Система» — многопрофильная структура, просто ярмарка профессий. Сложность и одновременно интерес этого проекта был в том, что мы искали людей для всех направлений», — рассказывает она.
Анне поручили развивать онлайн-составляющую проекта — компания планировала создавать всероссийскую сеть для поиска талантов. «К встречам с командой, а особенно с IT-блоком, я готовилась часами. С программистами мы вообще друг друга не понимали», — вспоминает Анна. Им Шайхутдинова поставила задачу — сделать сайт таким, чтобы на нем без труда могла зарегистрироваться ее бабушка. Иначе работу принять отказалась. Разработчики над просьбой юной руководительницы смеялись, но задачу выполнили.
В 2014 году Анна Шайхутдинова получила более интересное предложение и решила уйти из «Системы». В этот момент ей позвонил один из преподавателей «Сколково» и попросил проконсультировать новый образовательный проект. «Ничего не подозревая, я приехала на встречу — рассказывать, чем я занималась в «Системе»», — вспоминает Шайхутдинова. Александр Смбатян, партнер фонда Genome Ventures — инвестора «Профилума», после беседы предложил Анне его возглавить.
«Этого я совсем не ожидала, не собиралась уходить в предпринимательство. У меня был четкий карьерный план, расписанный вплоть до того, в каких компаниях я должна работать», — рассказывает Анна. Раздумывала два месяца — взвешивала, какой опыт можно получить, будет ли свобода действий. «Меня сложно мотивировать деньгами, но можно — возможностью создавать что-то большое и значительное». В итоге Шайхутдинова предложение приняла и занялась операционным управлением и развитием «Профилума».
Сейчас сервис работает как маркетплейс-платформа, которая объединяет школьников и родителей с одной стороны, и образовательные учреждения — с другой. Пройдя тест на сайте, школьник получает рекомендации по профессиям, а также список подходящих курсов и кружков. Зарабатывает «Профилум» на комиссии, которую образовательные учреждения платят за продажу своих курсов подросткам.
Вникая в процесс, Анна взялась осваивать незнакомые области, например изучать математические методы расчета, которые лежат в основе технологии проекта. «Мне нужно было привлекать на платформу партнеров, а для этого четко понимать, как работает система. Я должна была объяснять клиентам, что именно они могут у нас купить», — поясняет Шайхутдинова.
Предпринимательский опыт, по ее словам, помог пересмотреть и отношение к работе. Первые полгода любая критика, которую Анна получала от партнеров, казалась укором: «На все совещания я шла с ощущением, что мне нужно будет защищаться, но потом поняла, что критика от партнеров дает возможность вырасти».
Шайхутдинова признается, что пока проект не приносит прибыли, а команда «Профилума» реализовала не все задуманное — запустили не все сервисы, только начинает осваивать офлайн-консультации для школьников, но Анна уверена, что проект выйдет на самоокупаемость в мае 2017 года, как и было запланировано. «Для себя я понимаю: в моем карьерном плане сейчас нет следующего шага, но меня это теперь не беспокоит», — говорит она.