К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Раскрыли цифры: в России впервые подсчитали объем рынка современного искусства

Фото Макса Новикова для Forbes
Фото Макса Новикова для Forbes
€2,5 млн – не самый оптимистичный результат, тем не менее, вызвал прилив бодрости и патриотизма участников рынка. Чему они так обрадовались?

Аудиторская-консалтинговая компания EY, созданное при Правительстве РФ «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) и владелица «Галерея21» Ксения Подойницына впервые представили аналитический обзор рынка российского современного искусства InArt 2016. Эксперты оценили объем рынка современного искусства России всего в €2,5 млн по результатам аукционных торгов за два года.

Для сравнения: объем мирового рынка послевоенного и современного искусства в целом в 2015 году составил почти $6,8 млрд, по данным TEFAF( The European Fine Art Foundation). А  The Contemporary Art Market Report 2015 показывали, что за последние 15 лет аукционные продажи современного искусства в мире выросли до 1800%.

Как считали

 

Идея посчитать рынок российского современного искусства пришла в голову арт-дилеру, владелице «Галереи 21», Ксении Подойницыной. «У меня мозг устроен так, что необходимо видеть систему, понимать, как это работает. Тогда и уровень доверия возрастает и скорость принятия решений», — объяснила исследователь свою мотивацию. Галеристка преследовала простую, но достаточно амбициозную профессиональную цель – посчитать рынок и показать потенциальным покупателям весомые аргументы, что современное российской искусство может не только вызывать искренние эмоции, но и стать надежной инвестицией. Так возникло первое исследование национального рынка InArt 2016.

В зону внимания InArt 2016  вошли те российские художники, чья карьера началась после 1991 года. В обзоре  не участвовали имена-бренды, такие как Илья Кабаков,  Эрик Булатов, Комар-Меламид. Выводы делались на основании торгов более 50 аукционных домов во всем мире и российских галерей.

 

Первая сложность исследования оказалась в том, что только 40% владельцев галерей, которым были разосланы опросные листы, согласились что-то озвучить. Поэтому первый InArt 2016 не отразил данных галерейных продаж. Команда Ксении Подойницыной опиралась только на цифры аукционных торгов. Но аукционные дома — не сильно заинтересованы в популяризации и открытии новых имен, а молодые русские художники очень мало известны за границей. Аукционисты по определению не пестуют таланты, а только продают надежные, проверенные временем, имена-бренды. Для того, чтобы растить-лелеять-представлять, и существуют те самые галереи.

Из тысячи имен - художников-участников современного художественного процесса (тех, кто активно выставляется, участвует в биеннале, номинируется на «Инновацию» и премию Кандинского, с кем работают галеристы) были выбраны 240 авторов. Их работы выставлялись и были проданы на иностранных и российских аукционах. Общий объем аукционных продаж работ современных российских художников с июля 2015 года по июнь 2016 года и составил те самые €2,5 млн.

В топ-15 самых продаваемых российских художников вошли Георгий Гурьянов (ценовой рекорд  — €182 612 за «Автопортрет» 1990 года, проданный на Sotheby’s в июне 2016 года), Тимур Новиков, Леонид Пурыгин, Валерий Кошляков, Семен Файбисович, Наталья Нестерова, Виноградов/Дубосарский, Павел Пепперштейн, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков, Владислав Мамышев-Монро, Константин Звездочетов, Владимир Дубосарский, Юрий Альберт и Арсен Давыдов.

 

Что получилось

Показательно, что взгляды некоторых участников рынка (чье мнение также учитывалось в InArt 2016) не совпадает с общей оценкой. Так, российский аукционный дом Vladey, основанный в 2013 году галеристом и создателем «Риджины», Владимиром Овчаренко, называет годовую цифру продаж — €2-2,5 млн., а всего российского рынка — €15-20 млн.

Но сам факт выхода обзора InArt Владимир Овчаренко оценивает положительно : «Любая аналитическая информация, собранная и проанализированная профессионалами, заслуживает изучения. InArt – пример такой работы. Отдельные фрагменты и выводы исследования наверняка будут использоваться специалистами арт-рынка для оценки и совершения сделок. Можно рассчитывать и на появление новых покупателей, действующих исходя из информации, проанализированной InArt. Конечно, при этом остается открытым вопрос корреляции выводов исследования с реальным положением дел, так как много сделок осталось за рамками обзора и не учитывалось. Но такова специфика арт-рынка во всем мире, не все сделки открыты (например, не учитываются продажи в галереях) и доступны для изучения, много «тайных пружин».

Екатерина Ираги, владелица галереи Iragui считает: «Такие исследования полезны тем, кто подходит к искусству как к инвестированию и хочет понять его через цифры. Это очень рациональный подход. Я лично пропагандирую эмпирический подход к современному искусству. Он по определению противостоит рационализму и излишнему мистицизму современного искусства».

Ксения Подойницына

 

Директор единственной российской ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина, принимавшая участие в опросе в момент составления обзора, считает, что и невысокие цифры продаж и недлинный список из 240 имен художников — все это нисколько не портит репутации российского рынка современного искусства, а наоборот, идет ему исключительно на пользу. «Рынку нужна количественная оценка и большая прозрачность. И хотя суммы мне кажутся заниженными, русский рынок гораздо больше, но важен сам факт появления такого аналитического материала. И очень важно, что обзор видят иностранные галеристы, кураторы, директоры ярмарок, эксперты, что наглядно подтверждает: на российском арт-рынке складывается своя инфраструктура».

«Если в следующем выпуске обзора нам удастся получить ответы, например, от 80% опрошенных галерей, мы сможем говорить о российском рынке современного искусства не только с позиции аукционных продаж, а еще и о галерейной ситуации, значит, обзор будет авторитетнее и влиятельнее», — планирует Ксения Подойницына.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+