Для начала женщине нужно самой понять, что ей не нравится в собственной внешности. Морщинки вокруг глаз, опущенные веки, второй подбородок, пигментные пятна — у каждой свои проблемы. Но часто на прием к врачу приходят со словами «мне уже 45, надо что-то сделать».
Лучше обращаться сначала к косметологу, а не к пластическому хирургу: сегодня много методик и технологий, альтернативных пластической хирургии («альтернатива» не значит «полная замена»). Очень актуальна малоинвазивная хирургия, которая приближена к косметологии. Если раньше многие делали подтяжку лица уже в 40 лет, то сейчас в 50 с хвостиком обходятся малоинвазивными методами: это мезонити, лигатурный и эндолигатурный лифтинг. Они проводятся под местной анестезией, а реабилитационный период сокращается до 2–3 дней вместо традиционных 2–3 недель.
Встречаются клиенты, которые считают, что лучше один раз лечь на операцию, чем постоянно ходить на процедуры. Но для хорошего эффекта в любом случае нужен регулярный комплексный подход. Нужно поддерживать и укреплять кожу при первых признаках дряблости. Если начать это делать вовремя — хороший врач распишет график процедур так, что вам нужно будет ходить к нему не раз в неделю, а примерно раз в три месяца.
Конечно, плохо, если видно, что пациентка делала операцию, и еще хуже, если лицо стало неестественным. Но часто в этом виноваты сами пациенты: они не могут остановиться или ставят перед врачом невыполнимую задачу. В этом случае врач не должен идти у них на поводу. При контурной пластике нет необратимых изменений, которые меняют лицо до неузнаваемости. Швы рассасываются, отеки проходят.
Если вы не получили желаемого результата или считаете, что ваше лицо испортили, обратитесь сначала к тому же врачу. В хорошей клинике найдут дополнительных специалистов, предложат корректировку. Хуже, если пациент обращается в другое место, где врач не знает ни его особенностей, ни истории лечения.
Юридические иски, предъявляемые пластическим хирургам, в 70% случаев обусловлены субъективной оценкой результата. Тогда созывается медицинская комиссия, которая анализирует лечение с медицинской точки зрения, но не с эстетической. Нравится, не нравится — это не юридический фактор. Так что разумнее решать спорные вопросы с врачом, чем с судьей. Кстати, сейчас в хороших клиниках есть свои юристы, которые посоветуют пациенту, как поступить.
Не рекомендую вызывать косметолога или специалиста по пластике на дом. У некоторых обеспеченных дам, имеющих дорогие сумки и платья, вдруг возникает желание «копеечной экономии» на уколах ботокса, на собственном здоровье. Опасность в том, что у людей, которые приходят на дом «по рекомендации подруги», никто не спрашивает сертификаты, и часто это даже не врачи: хорошие специалисты не ездят по домам, они принимают в клиниках.