К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Туризм в Японии и пчеловодство в Италии: как россиянки открывают бизнес за границей

Туризм в Японии и пчеловодство в Италии: как россиянки открывают бизнес за границей
Пять предпринимательниц из России рассказали Forbes Woman, почему решили открыть бизнес в другой стране, сколько пришлось вложить в запуск, как быстро окупились затраты и что происходит с их сферой работы во время пандемии

Иметь свое дело и жить в другой стране — многим эта картина кажется идеальным и почти сказочным сценарием. Однако все не так радужно, как может показаться на первый взгляд: каждая страна, особенно в отдаленных от России частях света, имеет свою специфику ведения бизнеса и свои подводные камни для предпринимателей. Пять героинь этого материала, живущие сейчас в США, Литве, Японии, Италии и на Бали, сумели успешно адаптироваться к незнакомым реалиям и поделились с нами особенностями ведения дел в их стране, а также рассказали, как их бизнес пережил спровоцированный пандемией кризис.

Ксения Денисова, Бали
Карина Землянкина

Ксения Денисова, Бали

Магазин детской одежды Bali.Bebe

Год основания: 2019

Финансовые показатели: выручка $1000 в месяц; вложила $10 000-15 000, за несколько месяцев вернула половину

«Стратегия — ясность в голове и понимание направления движения. Когда делаешь классную вещь, продажи случаются»

В России Ксения работала в PricewaterhouseCoopers и «Роснано», но семь лет назад уволилась и отправилась путешествовать. В 2017 году она приехала на Бали, где родила ребенка. В декрете она стала шить для него одежду, на которую получала положительные отзывы от знакомых. В июле 2019 года она сделала первую пробную партию для друзей и поняла, что на товар есть спрос.

Индонезия заинтересована в иностранных инвестициях и производственных бизнесах. Регистрация компании стоит $3000. Стартовый капитал в $250 000 указывается на бумаге, но нести его никуда не надо. У Ксении был финансовый запас после многих лет работы, позднее она продала машину и квартиру. На первоначальном этапе вложила в бизнес $10 000-15 000. За несколько месяцев получилось отработать половину этой суммы.

Каждый месяц стартап показывал рост в два-три раза. Примерно 90% написавших по поводу продукции совершают покупку. В пандемию продажи остались на уровне марта. «Сейчас важно сохранить контакт с людьми, которым нравится мой бренд», — считает Ксения.

Команда проекта состоит из фрилансеров. По словам Ксении, задач у малого бизнеса столько же, сколько у большого, но нет возможности содержать большую команду, и потому гибкая структура здесь оказывается идеальной. У нее есть помощница-дизайнер из Молдавии, программист, который сделала сайт на платформе, не требующей поддержки, копирайтер для описания продуктов, таргетолог для рекламы и соучредитель-маркетолог. Одежду шьют две фабрики. В продвижении продукции очень помогает сарафанное радио.

Индонезия, по мнению предпринимательницы, — Россия 1990-х. Здесь нет четко налаженных процедур. Когда налоговая закрылась на карантин, налогоплательщикам сказали: потом как-нибудь придете. Правительство старается не задушить бизнес и дает ему работать, поскольку рабочая сила очень дешевая, но имеет низкий уровень образования и компетенций, а квалифицированные кадры обходятся дорого, что само по себе создает препоны для предпринимательства.

Татьяна Беленьки, США
Михаил Бабкин

Татьяна Беленьки, США

Школа плавания International family swimming association

Год основания: 2018

Финансовые показатели: оборот $10 000 в месяц

Онлайн-школа Austin russian academy

Год основания: 2020

Финансовые показатели: оборот $5000-7000 в месяц

«Самое сложное — доказать, что люди в твоей области являются профессионалами»

Татьяна переехала в США два года назад. До этого работала в Китае директором по обучению в крупной сети бассейнов. Татьяна поняла, что хочет создать собственную программу обучения и решила открыть международный бизнес, что, по ее мнению, удобнее всего было сделать в Штатах. Для открытия компании в США требуется заполнить онлайн-заявку, заплатить $200 и открыть расчетный счет. На раскрутку на первоначальном этапе ушло около $5000.

Специфика бизнеса — обучение раннему плаванию детей до трех, максимум пяти-семи лет по теории привязанности. Она заключается в том, что дети учатся через подражание родителям, поэтому в раннем возрасте учить ребенка лучше с родителями, а еще лучше научить родителя, как научить ребенка плавать. Также Татьяна обучает тренеров и занимается консультированием.

По словам предпринимательницы, первый год ушел на зарабатывание имени. Помогли соцсети и сарафанное радио, плюс хорошая репутация за счет прошлого опыта и участия в конференциях. С инвесторами она пока не сотрудничала, хотя до пандемии был потенциальный вкладчик из сферы образования, но сейчас взаимодействие приостановилось. Недавно Татьяна запустила канал на YouTube.

Татьяна рассказывает, что тренеры по плаванию по уровню восприятия в США стоят ниже работников кафе быстрого питания и курьеров. В тренеры идут подростки 16-17 лет, которые, как бебиситтеры, просто проводят время с детьми. Поэтому цель Татьяны — ввести лицензию на занятия хотя бы с детьми до трех лет и повышать квалификацию у работников в этой сфере, давая им знания по медицине, психологии и анатомии.

За 2,5 месяца пандемии и с учетом того, что сейчас начало сезона, бизнес потерял $20 000, но это упущенная выгода, а не чистая потеря. Государство поддерживает малый бизнес: дает невозвратный кредит до $10 000 и выделяет компенсацию на зарплату работникам.

Во время закрытия бассейнов из-за пандемии Татьяне пришла идея открыть онлайн-школу для русскоговорящих жителей США. Там преподают русский язык, математику, химию, физику, биологию, шахматы, вокал и ораторское искусство. Преподают педагоги из Штатов, России и Финляндии. Поскольку это дополнительные занятия, лицензия на обучение не требуется. На раскрутку ушло $2000-3000. Бизнес вышел в плюс в первый же месяц.

В планах у Татьяны в этом бизнесе либо остаться, либо снять здание и открыть частную школу с господдержкой. Конкурентные преимущества школы — бесплатные пробные занятия, стабильная цена чуть ниже рынка, небольшое количество учеников (сейчас их 40), домашние задания и удовлетворения потребностей с оглядкой на желания детей.

Яна Шульженко, Италия
DR

Яна Шульженко, Италия

Прозводство меда Ilfucoallegro

Год основания: 2014-2015

Финансовые показатели: выручка зависит от направления пчеловодства (гонка меда, выращивание маток, продажа ульев) и успешности сезона. В 2020 году выручка на продаже ульев составила €5500 в месяц

«Моя работа — каторжный труд в хорошем смысле слова»

Яна приехала в Северную Италию из Санкт-Петербурга, до этого жила во Франции. Пчеловодством поначалу занимался только муж, у него было три улья. Теперь у Яны 120 ульев, но цифра может меняться: весной может быть 50, осенью 300. Пчел легко разводить, но легко и лишиться: они могут умереть, а еще ульи разоряют медведи. Кроме того, на продаже части ульев Яна зарабатывает.

Пчеловодство не требует больших вложений. Начинающему пчеловоду понадобится маска (€15), перчатки (€10), техника для гонки меда (€50), банки, ульи (€35-70 за штуку) и сами пчелы (одна семья — €100-110). В дальнейшем нужно будет закупать воск (15-30 кг на сезон) и можно приобрести маток (€18-30 за штуку), если не получается выращивать их самостоятельно.

Постепенно пчеловодство стало приносить достаточный доход, чтобы Яна с мужем могли жить только за его счет. Раскрутка происходила на Facebook и через знакомых. Семья нашла свою нишу: они собирают мед рододендрона и акации. Также они принципиально увозят своих пчел на время опрыскивания различных культур фермерами.

Плюс пчеловодства в том, что пчелы находятся большей частью на самообеспечении, если только год не выдался голодным и их не надо подкармливать сахаром. За сезон (апрель — июль) можно получить годичный доход. Но сезон раз на раз не приходится. Так, иногда можно собрать 200 кг меда (1 кг на севере Италии стоит €12 ), а можно — 12 центнеров.

Кроме непосредственно сбора меда можно зарабатывать на разведении и продаже пчел и отдельно — маток, производстве продукции на меде и продаже ульев. Одним медом жить сложно, говорит Яна и советует добавлять к нему другие виды пчеловодства.

Пандемия на отрасли не сказалась: в Италии не запрещали работать животноводам. Безотносительно пандемии пчеловоды могут получать дотации своих провинций и Евросоюза. Яна к тому же живет в горах, выше 800 м, поэтому освобождена он налогов.

Елена Грималиене, Литва
DR

Елена Грималиене, Литва

Фотопроект Elena Grimaliene Photography

Год основания: 2009

Финансовые показатели: выручка зависит от сезона. Одна корпоративная съемка стоит €1000-1500

Елена переехала в Литву 11 лет назад. До этого жила в Москве и не планировала эмигрировать, но мужу-литовцу предложили работу в его родной стране. В России она работала экономистом, а фотографию использовала в качестве хобби и подработки, но после переезда решила сконцентрироваться на фото.

Елена начала свое дело с фотографий города. Она выкладывала снимки в соцсети, где на них обратило внимание Министерство туризма Литвы и стало делать ей заказы. Теперь Елена помимо этого работает с частными и корпоративными клиентами в Вильнюсе и Москве. Среди них — компании Penki kontinentai, Ozas, СМИ Lietuvos rytas и «Ведомости». Из новых государственных заказчиков — мэрия Вильнюса. Для раскрутки Елена использует рекламу в соцсетях. Также заказчики приходят по рекомендации.

На начальном этапе у Елены был простой фотоаппарат. Теперь, конечно, техника более дорогая: фотоаппараты от €3000, объективы — от €1000. Но тем, кто только пробует себя, профессиональная техника не нужна, говорит Елена. Когда предпринимательница поняла, что ей не хватает знаний студийной съемки для журналов и рекламы, она пошла в фотошколу, чтобы повысить квалификацию.

Сейчас у предпринимательницы большой список специалистов в разных городах, к которым она обращается по мере надобности: пять-семь визажистов, несколько декораторов, три видеографа, компьютерщики и т. д. «Чем больше в запасе, тем лучше. Иногда бывает, что человек нужен был еще вчера». Студии она арендует. Бизнес фотографии в двух странах одинаков и подчиняется только мировым трендам, отмечает Елена. Основная потребность клиента — «хочу так же, как видел где-то».

Пандемия сказалась на фотографии не лучшим образом: не могли работать ни фотографы, ни, например, связанные с ними визажисты. Но Литва делает разного размера выплаты для всего бизнеса. Сейчас рынок начинает восстанавливаться.

Дина Дергунова, Япония
DR

Дина Дергунова, Япония

Туркомпания Frigate Aero Tours

Год основания: 2015

Офисы в Токио и Москве, филиалы в Тоттори и Осоки, представительство во Владивостоке

Финансовые показатели: оборот $3,53 млн, выручка $648 050

«Японцев всегда нужно ждать. Возможности в бизнесе придут сами»

До переезда в Японию Дина занималась турбизнесом в России и много сотрудничала с японцами. Однажды ее вместе с мужем пригласили возглавить филиал японской турфирмы, и Дина переехала в Японию. Постепенно их дороги разошлись, филиал остался за мужем, и Дина решила открыть свое дело.

Для того чтобы жить и работать в Японии, нужна виза: либо рабочая, либо инвесторская. Дина получила инвесторскую визу, для этого нужно было вложить уставный капитал не менее 6 млн йен (около $56 000), которые она взяла из собственных накоплений. Для лицензии на бизнес также нужна государственная регистрация, а для нее — депозит не менее 3 млн йен. Предложения от инвесторов были, но привлекать ли инвесторов — непростой вопрос, говорит Дина, потому что тогда бизнес теряет самостоятельность: нужно договариваться по разным вопросам с другими людьми.

Дина делает как групповые туры, так и индивидуальные, работает с корпоративными клиентами и VIP. В этом году она сотрудничала с Ростуризмом. Ее клиенты — туристы из России и стран СНГ.

Выстраивать партнерские взаимоотношения с японцами поначалу было непросто, отмечает предпринимательница. Если в России о своих решениях говорят прямо, то в Японии — нет, и когда человек хочет отказать, он будет молчать и тянуть с ответом. Также японцы долго присматриваются. Чтобы получить кредит, с банком нужно проработать минимум год. «Нас всегда нужно ждать. Возможности придут сами», — говорят японцы. «Когда проработаете три года, вы начнете получать положительные ответы, когда десять — японцы сами идут к вам с предложениями», — рассказывает Дина. Сначала они проверяют, насколько вы стабильны и надежны в бизнесе. Но если уж выбрали вас, то значит, вы приобрели надежного партнера. И клиенты здесь очень обязательны: они не сравнивают, а заранее выбирают компанию и, как правило, потом свое решение не меняют. Также большое значение имеют неформальные связи. Налоги довольно высокие (налог на прибыль — 30%).

До пандемии были планы экспансии рынка: расширение линейки групповых туров, контракт с российской компанией, подготовка к Олимпийским играм. К сожалению, скорее всего туристический сезон сейчас уже потерян. Не состоялись и поездки на цветение сакуры, куда было вложено много сил: «Можно несколько месяцев готовить тур, а потом в один день все отменяется». Поток туристов упал на 99,9%. Теперь надежда на отложенный спрос этой осенью или весной следующего года и восстановление рынка. Отель, который есть в рамках бизнеса, восстановится быстрее, потому что в отличие от России японцы хотят путешествовать по стране.

Турбизнес живет на оборотных деньгах. У компании был запас на три месяца, после того как он иссякнет, можно будет обращаться за кредитами, которые в Японии сейчас можно получить на льготных условиях.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+