К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Соратница Стива Джобса и мать информационного дизайна: 10 женщин-дизайнеров, изменивших индустрию

Соратница Стива Джобса и мать информационного дизайна: 10 женщин-дизайнеров, изменивших индустрию
Дорожный знак «осторожно, дети», интерфейс Apple — что еще придумали женщины-дизайнеры?

Женщин, добившихся выдающихся успехов в дизайн-индустрии, достаточно. Но их имена так и не стали широко известны за ее пределами. Так, Маргарет Калверт называют «матерью современного информационного дизайна»: вместе с типографом Джоном Киннером она создала шрифты и дорожные знаки для британских автомагистралей, которые впоследствии задали стандарты для транспортных систем других европейских стран.  А Сьюзен Кэр — американская художница, заложившая основу пользовательского интерфейса Apple. Десять влиятельных женщин, повлиявших на курс развития дизайна — в галерее Forbes Woman.

Варвара Степанова (1894–1958)
Коллаж с использованием фрагмента эскиза Любови Поповой и фотографии Поповой, снятой Александром Родченко·Журнал «Леф», 1924 год

Варвара Степанова (1894–1958)

Варвара Степанова — одна из ведущих художниц русского авангарда: она оформляла книги и журналы, создавала иллюстрации в стиле «визуальной поэзии», разрабатывала текстильные принты, проектировала театральные костюмы и спортивную одежду.

В 1910 году Степанова поступила в Казанскую художественную школу, но через три года бросила ее и переехала с мужем и соратником Александром Родченко в Москву. С середины 1920-х годов Степанова работала в полиграфии: обложки книг и приемы верстки, которые она создала, вошли в классический фонд полиграфического конструктивизма.

В 1923 году Степанова и ее подруга художница Любовь Попова пришли работать на Первую ситценабивную фабрику в Москве. За год Степанова создала для фабрики больше 150 текстильных принтов. Спустя почти сорок лет, журнал «Декоративное искусство СССР» так писал об экспериментах Степановой и Поповой: «Летом, во время «Съезда народов» в Москве, были раскуплены «до аршина» все ткани по новым рисункам. Представители Татарии и Узбекистана заказывали вагоны мануфактуры, найдя в расцветках этих тканей отзвуки своих представлений о прекрасном».

Элизабет Фридлендер (1903–1984)
Обложка Penguin’s Progress Eleven publicity booklet & in-house magazine. Дизайн Элизабет Фридлендер, 1950. Коллекция Ирландского национального университета в Корке. Фото: Сэм Мур

Элизабет Фридлендер (1903–1984)

Элизабет Фридлендер считается первой женщиной, создавшей собственный шрифт. Девушка из образованной еврейской семьи начала изучать типографику и каллиграфию в Берлинской Академии в 1903 году. Ее студенческие работы привлекли внимание франкфуртской словолитни Bauer Type Foundry — вскоре Фридлендер получила от них приглашение создать новый шрифт-антикву. Он должен был называться Friedlander, но незадолго до запуска в производство шрифт переименовали в Elizabeth: к власти в Германии пришел Гитлер, и давать работе в качестве названия характерную еврейскую фамилию стало просто опасно.

Через некоторое время дизайнер была вынуждена бежать из Германии в Италию, а оттуда в Великобританию. С 1942 года Фридлендер отвечала за дизайн в отделе «черной пропаганды» Британского Министерства информации, там она подделывала печати Вермахта, листовки и продовольственные карточки. После Второй мировой Элизабет Фридлендер сотрудничала с издательством Penguin Books.

Рэй Имз (1912–1988)
Обложка апрельского номера 1944 года Art & Architecture magazine, дизайн Рэй Имз

Рэй Имз (1912–1988)

Семейный творческий дуэт Чарльза Имза и Рэй Имз во многом определил курс развития модернизма во второй половине XX века. Используя инновационные технологии, Имзы проектировали недорогие стулья из клееной фанеры и пластика, впоследствии вошедшие в золотой фонд мирового дизайна.

Супруги работали в творческом тандеме, однако у обоих есть и самостоятельные проекты. Так, в 1942–1948 годах Рэй Имз создавала обложки для американского журнала Arts & Architecture, а в 1949 году придумала несколько текстильных принтов, которые получили награды нью-йоркского Музея современного искусства. Два принта — Crosspatch и Sea Things — впоследствии выпускал бренд Schiffer Prints, который также сотрудничал с Сальвадором Дали и архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом.

«Все, что я могу сделать, Рэй может сделать лучше», — говорил Имз.

Барбара Соломон (р. 1928)
Moonraker Athletic Center interior supergraphics, 2018.

Барбара Соломон (р. 1928)

Барбара Соломон — американская дизайнер и архитектор, придумавшая cтиль «Суперграфика» — яркие абстрактные рисунки на фасадах зданий, которые складываются в единую пространственную композицию.

В юности Соломон изучала живопись, скульптуру, классический танец и фламенко. В 1948 году она вышла замуж за калифорнийского режиссера Фрэнка Стоффакера. Однако через несколько лет Фрэнк умер, и молодая женщина осталась одна с маленькой дочкой, не имея профессии, которая могла бы приносить стабильный доход. Тогда Барбара Соломон решила стать графическим дизайнером, переехала в Швейцарию и поступила в Базельский институт искусств к Армину Хофманну, одному из ведущих деятелей знаменитой швейцарской школы.

После обучения Соломон вернулась в США и работала арт-директором в политическом журнале Scanlan’s Monthly. В 1968 дизайнера пригласили разработать визуальный стиль для калифорнийского поселения Sea Ranch, которое спроектировала группа молодых архитекторов из Университета Беркли. Барбара Соломон создала для Sea Ranch геометрический логотип в виде бычьей головы и предложила нанести на дощатые здания абстрактные композиции из полос, кругов, цифр и букв. Этот прием, получивший название «Суперграфики», впоследствии стали использовать дизайнеры и архитекторы в других странах.

Маргарет Калверт (р. 1936)
Children Crossing Road sign designed by Margaret Calvert, 1965. Courtesy of the British Road Sign Project.

Маргарет Калверт (р. 1936)

Маргарет Калверт называют «матерью современного информационного дизайна»: вместе с типографом Джоном Киннером она создала шрифты и дорожные знаки для британских автомагистралей, которые впоследствии задали стандарты для транспортных систем других европейских стран.

Калверт родилась в Южной Африке, но подростком переехала в Англию и пошла учиться на иллюстратора в Университете искусства Челси. Ее преподаватель, известный графический дизайнер Джон Киннер, попросил девушку помочь с разработкой системы навигации для лондонского аэропорта Гатвик. В 1957 Киннер был назначен главой группы, ответственной за редизайн британских дорожных знаков. Для этого проекта Маргарет Калверт разработала ряд знаков, которые сегодня используются в разных странах: «дорожные работы», «перегон скота», «осторожно, дети».

В 1964 году Киннер сделал Калверт своим бизнес-партнером и переименовал свою компанию в Kinneir Calvert Associates. Маргарет Калверт работает дизайнером и сегодня, а также выступает на дизайн-конференциях.

Розмари Тисси (р. 1937)
Обложка для японского журнала IDEA, 1992. Дизайн Розмари Тисси, Цурих

Розмари Тисси (р. 1937)

Влиятельный дизайн-журнал Neue Grafik впервые опубликовал работу швейцарского дизайнера Розмари Тисси в 1957 году, когда ей только-только исполнилось двадцать. Сегодня Тисси за восемьдесят, она автор множества плакатов, буклетов и логотипов. Ее стиль знаменует переход  от модернизма к постмодернизму.

После окончания Цюрихского университета искусств, Розмари устроилась на практику в дизайн-студию Зиги Одерматта. Через десять лет он сделал ее равноправным бизнес-партнером и переименовал компанию в Odermatt + Tissi. Партнеры работали над проектами поодиночке, выступая друг для друга в роли критиков, а не соавторов. «Я всегда сокращала свои работы до самой сути, использовала минимум элементов, обыгрывая пропорции и пустые пространства»,— говорит о своем стиле дизайнер.

За время своей карьеры Розмари Тисси разработала шрифты Mindanao и Sinaloa и швейцарские национальные банкноты, получала призы на международных конкурсах графического дизайна и преподавала в нескольких ведущих американских школах дизайна.

Беа Фейтлер (1938–1982)
Обложка Vanity Fair 1982 год, дизайн Беа Фейтлер

Беа Фейтлер (1938–1982)

Беа Фейтлер — медиадизайнер и арт-директор родом из Бразилии, бросившая вызов глянцевым канонам конвенциональной красоты задолго до того, как это стало мейнстримом. Фейтлер родилась в Рио де Жанейро, училась в нью-йоркской школе Parsons и в 25 лет стала арт-директором в американском Harper’s Bazaar. Там она проработала десять лет — часть из них под руководством Алексея Бродовича, которого называют «отцом мирового глянца». В 1965-м Фейтлер впервые в истории разместила фотографии чернокожей модели в Harper’s Bazaar. Эта беспрецедентная дерзость произвела фурор в мире моды.

В 1972 Фейтлер стала арт-директоркой в Ms. — феминистском журнале, писавшем об эмансипации женщин и равноправии. Для него Беа Фейтлер разработала яркий экспериментальный стиль, основанный на коллажах из фотографий, иллюстраций и типографики.

В начале 1980-х годах Фейтлер вместе с главным редактором Condé Nast Александром Либерманом работала над перезапуском журнала Vanity Fair. Она не успела увидеть первый номер, так как умерла от рака незадолго до выхода издания в печать. Ей было всего сорок четыре года.

Шила де Бреттвиль (р. 1940)
Розовый постер, дизайн Шила де Бреттвиль

Шила де Бреттвиль (р. 1940)

Шила де Бреттвиль — американская дизайнер, педагог и активистка, в 1971 году разработавшая первую образовательную программу по дизайну для женщин.

Два года спустя вместе с художницей Джуди Чикаго и историком Арьен Рейвен Шила основала школу искусств для женщин в Лос-Анджелесе. Также в 1973-м она опубликовала статью «Некоторые аспекты дизайна с позиции женщины-дизайнера» — позже на нее опирались несколько поколений исследователей. В 1990-м де Бреттвиль заняла пост руководителя школы дизайна в Университете Йеля, став первой женщиной на этой должности.

Шила де Бреттвиль занимается проектированием городских общественных пространств. Они должны сближать людей из разных социальных групп, считает дизайнер. Среди ее работ — подземный переход в американском городе Нью-Хевен, публичная библиотека в Нью-Йорке и помещения Гонконгского института дизайна. В 2005 году Шила де Бреттвиль сделала инсталляцию для уральского бетонного завода в Екатеринбурге — табличку с текстами частушек на входе в старую водонапорную башню. Ее работы можно увидеть в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Эйприл Грейман (р. 1948)
Cal Arts poster, дизайн Эйприл Грейман 1977.

Эйприл Грейман (р. 1948)

Графический дизайнер Эйприл Грейман одной из первых в мире начала работать с Apple Macintosh и применять компьютерные технологии как новое художественное средство. Свой необычный хаотичный стиль художница называет «швейцарской школой под кислотой».

В 1980-х дизайн-сообщество с недоверием отнеслось к появлению персонального компьютера: он воспринимался как нечто чуждое и даже враждебное творческой работе. Грейман, однако, увидела в нем потенциал: «Долгое время я делала все, чтобы продемонстрировать присущий этому инструменту язык, показать, как разнообразен его лексикон, как по-разному он разговаривает с нами. Я поставила перед собой цель показать, насколько богат и вариативен этот язык», — вспоминает Эйприл Грейман.

О Грейман заговорили в 1976 году, когда она основала собственную дизайн-студию Greimanski Labs в Лос-Анджелесе. В 1982-м она возглавила программу графического дизайна в Южнокалифорнийском институте архитектуры, оставаясь при этом практикующим дизайнером.

Грейман создавала корпоративную айдентику для таких крупных организаций, как MAK Center for Art & Architecture и CNN. Сейчас она возглавляет калифорнийский дизайн-консалтинг Made in Space.

Сьюзен Кэр (р. 1954)
Иконки дизайна Сьюзен Кэр для Macintosh

Сьюзен Кэр (р. 1954)

Сьюзен Кэр — американская художница, заложившая основу пользовательского интерфейса Apple. Ее наиболее узнаваемые работы — иконки Mac и Happy Mac, ярлык «корзины» и пиктограмма клавиши Command. Их наброски Сьюзен Кэр делала на клетчатой бумажной ленте самописца — одна клетка равнялась одному пикселю. «Если объяснить, что значит та или иная иконка, можно научить пользователей работать с компьютером за двадцать минут», — говорит дизайнер. Западная пресса называет ее «женщиной, подарившей Macintosh улыбку».

После ухода Стива Джобса из Apple в 1985-м, Кэр ушла вместе с ним — она стала креативным директором в его новой компании NeXT. Позже Кэр работала для Microsoft, IBM, Facebook и Paypal. Среди ее проектов для Microsoft — карточная колода пасьянса «Косынка» и многие элементы дизайна операционной системы Windows 3.0. Сегодня у Кэр собственная дизайн-компания в Сан-Франциско, а еще она продает свои принты на kareprints.com.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+