К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

10 женщин в краудфандинге. Рейтинг ForbesWoman

10 женщин в краудфандинге. Рейтинг ForbesWoman
Самые успешные краудфандинговые кампании, запущенные женщинами на крупнейших российских платформах для сбора средств. В лидерах — кампании зоозащитницы Веры Митиной и певицы Дианы Арбениной

Летом 2019 года двум крупнейшим российским краудфандинговым площадкам — Planeta.ru и Boomstarter — исполняется семь лет. Первая была запущена в июне 2012-го, и с тех пор почти 5000 проектов собрали на сайте более 1 млрд рублей. Пользователи Boomstarter с августа того же года успели поддержать около 1900 проектов на 375 млн рублей. Среди авторов кампаний на обеих площадках 25-30% женщин, сообщили Forbes представители платформ. И если на Boomstarter женщины-краудфандеры в среднем менее успешны, чем мужчины, то на Planeta.ru ситуация обратная — женщинам сборы даются лучше, чем мужчинам.

«Я для себя связываю это с тематической особенностью краудфандинга в России: на нашей платформе, например, лидируют общественные и музыкальные проекты. Их движущими локомотивами действительно чаще бывают женщины», — рассуждает сооснователь и гендиректор Planeta.ru Федор Мурачковский.

Эту тенденцию подтверждает и исследование PwC 2017 года. На основе анализа 450 000 кампаний на девяти крупнейших мировых платформах эксперты пришли к выводу, что женщины-краудфандеры на 32% эффективнее мужчин привлекают средства пользователей.

 

ForbesWoman на основе данных Planeta.ru и Boomstarter составил список самых успешных женщин-краудфандеров на этих площадках. Участницы отранжированы по объему средств, привлеченных в ходе кампаний. Для составления рейтинга мы попросили платформы предоставить информацию о кампаниях за все время их работы, то есть с июня-августа 2012 года по начало июня 2019-го.

Вера Митина
Фонд Ника

Вера Митина

Сбор: 20 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проект: центр помощи животным «Мокрый нос»

Время проведения кампаний: 11 апреля 2014 года — по наст. время

В детстве Вера Митина мечтала стать ветеринаром, но учиться пошла на экономиста. Однажды, узнав, что в родном Зеленограде работает приют для животных, она купила угощений и отправилась туда. Увидев грустные глаза бездомных животных, Митина решила, что хочет помогать им находить хозяев. Сначала она выступила учредителем фонда помощи животным «Ника» и открыла собственный приют, а в 2014-м запустила первую кампанию по сбору средств для строительства «Мокрого носа» — первого в России многофункционального центра помощи животным, попавшим в трудную ситуацию — например, пострадавшим от жестокого обращения человека. Проект рассчитан на одновременное пребывание 500 питомцев.

Когда Митина и ее команда запускали проект, то практически ничего не знали о краудфандинге и не верили, что на строительство можно собрать приличную сумму. «Многие думают, что достаточно запустить проект — и можно спокойно сидеть и ждать прилива средств. Но очень важно продвигать проект любыми путями и доносить информацию до как можно большего количества пользователей», — объясняет Митина рецепт успешной кампании. За четыре кампании ей в совокупности удалось собрать 20 млн рублей. Сегодня в «Мокром носу» живут уже 300 животных, для посещения центр планируется открыть в начале осени 2019 года.

Гузель Санжапова
Facebook

Гузель Санжапова

Сбор: 6 млн рублей

Площадка: Planeta.ru, Boomstarter

Проекты: производство крем-меда Cocco bello

Время проведения кампаний: конец 2013 года — по наст. время

Когда Гузель Санжапова была ребенком, ее отец держал две торговые палатки на рынке в Екатеринбурге. Тогда она решила, что никогда не станет предпринимателем — настолько тяжким показался ей этот труд. Но, окончив университет в Москве и поработав в SAP, Санжапова все-таки решила основать свое дело — запустить производство галстуков-бабочек. А когда отец переехал в деревню Малый Турыш на Урале и занялся семейной пасекой, решила помочь.

Отец и дочь договорились, что будут производить мед по оригинальному рецепту — взбивать его до кремообразного состояния и добавлять лесные ягоды. Сбор ягод организовали силами местных бабушек — им предприниматели платили по 200 рублей за емкости в 1 л. Машину для взбивания меда купили в Германии. Когда в 2013 году первая партия была произведена, Санжапова объявила сбор средств на краудфандинговых площадках: пасечникам нужна была медогонка большего объема и сушильные шкафы для ягод. Жертвователям предприниматели пообещали, что благодаря новому оборудованию смогут обеспечить больше рабочих мест жителям пустеющей деревни.

С тех пор Санжапова призывала общественность поддержать ее проект еще пять раз. На народные деньги она построила для предприятия цех, игровую площадку для деревенских детей, скважину с чистой водой, организовала в деревне вывоз мусора. Чтобы собрать деньги на строительство общественного центра (аналог сельского клуба), Санжапова организовала в Малом Турыше концерт группы «Чайф» — через краудфандинговую платформу она продавала билеты на выступление, а отдельным — самым дорогим лотом было путешествие до места проведения концерта вместе с группой и исполнение песен под гитару по дороге. В настоящий момент идет очередная кампания по сбору денег на строительство общественного центра.

Сегодня предприятие Санжаповой выпускает мед, варенье, карамель с травами и натуральную косметику, а сама она говорит, что пытается построить мостик между городом и деревней и сделать так, чтобы люди в городе могли приобретать натуральные продукты, а люди в деревне — работать и получать признание.

Диана Арбенина
Вячеслав Прокофьев·ТАСС

Диана Арбенина

Сбор: 5,7 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: звукозаписывающая студия «Ночных снайперов»

Время проведения кампаний: 1 ноября 2016 года — 2 апреля 2017 года

В ноябре 2016 года рок-певица, лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина сообщила о планах строительства собственной студии звукозаписи в Москве. Тогда же она объявила о сборе средств на проект на краудфандинговой площадке. По замыслу исполнительницы, записываться на «народной» студии сможет не только ее группа, но и начинающие артисты, которым нужна помощь профессиональных музыкантов и продюсеров.

«Для чего мы это делаем? — объясняла Арбенина на одном из видео на странице проекта. — В 2018 году нам 25 лет, и за это время мы выпустили более десяти альбомов. Мы писали их в разных уголках земного шара: в Лондоне, в Австралии, в Калифорнии. Но я с течением времени пришла к тому, что на своей земле писать круче... Очень рассчитываю на вашу помощь. Более того, когда-нибудь вы переступите порог той самой студии, в строительстве которой приняли участие, и запишете там свои песни».

За пять месяцев артистке удалось привлечь 5,7 млн рублей от 677 человек. По словам Ольги Куликовой, продюсера краудфандингового проекта «Ночных снайперов», успешному сбору способствуют интересные вознаграждения: картины Дианы Арбениной, стихи, написанные ее рукой, а также возможность пообщаться с группой за сценой — посетить саундчеки перед концертами в разных городах.

Елена Погребижская
Facebook

Елена Погребижская

Сбор: 5 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: документальные фильмы «Васька», «Дело Андреевой», «Толстый и тонкий», «Пережить потерю»

Время проведения кампаний: 29 июля 2013 года — 28 марта 2017 года

Основательница студии PARTIZANETC Елена Погребижская, в прошлом автор репортажей о горячих точках и политический комментатор программы «Время», занимается документальным кино с 2007 года. За это время под ее авторством вышло 11 фильмов. «Собственно, столько, сколько я занимаюсь документальным кино, я занимаюсь и краудфандингом, просто раньше мне было неизвестно, что это так называется», — говорит Погребижская.

Один из самых известных ее фильмов — «Мама, я убью тебя» 2013 года — рассказывает о жизни детей-сирот в Большом Колычеве Московской области. После просмотра ленты вице-премьер Ольга Голодец инициировала проверки в этом и других детских домах.

Еще один фильм Погребижской, вызвавший большой общественный резонанс — «Дело Андреевой» о чемпионке по пауэрлифтингу из Бийска Татьяне Андреевой, осужденной за убийство молодого человека, который, по версии спортсменки, пытался ее изнасиловать. Необходимую для съемок сумму режиссеру удалось собрать за четыре дня, при этом вместо необходимых 2,2 млн рублей проект получил 3,3 млн. Разницу Погребижская решила направить на погашение ущерба, который был присужден в пользу матери погибшего. Позднее в интервью режиссер говорила, что выплата этих денег сыграла значительную роль в том, что Андреева смогла выйти на свободу по УДО.

За две киноработы Погребижская удостоилась премии ТЭФИ — «Продавец крови» о смертельно больном писателе Игоре Алексееве и «Доктор Лиза» о правозащитнице Елизавете Глинке (погибла в авиакатастрофе в Сочи в 2016 году).

Шаши Мартынова
Facebook

Шаши Мартынова

Сбор: 3,5 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: издательский проект «Додо Пресс»

Время проведения кампаний: 3 октября 2013 года — 9 апреля 2019 года

Шаши Мартынова окончила химический факультет МГУ, но по специальности работать не стала. Она занялась переводами с английского языка и с 2003 по 2009 годы работала главным редактором издательства Livebook, специализирующегося на художественной литературе. Затем вместе с редактором Максимом Немцовым основала «Додо Пресс», которое переводит и издает англоязычную литературу, не попадающую в поле зрения крупных издательств. В год издается от трех до шести книг, тираж каждой обычно не превышает 3000 экземпляров. Первый краудфандинговый проект «Додо Пресс» провело осенью 2013 года.

Мартынова говорит, что ей как переводчику, редактору и издателю с 20-летним стажем всегда было интересно выпускать причудливые нишевые книги, а краудфандинг — идеальный инструмент для таких камерных проектов. За 5,5 лет она объявляла сбор «народных» денег 11 раз, и каждый раз — успешно. Например, таким образом был издан сборник публицистики ирландского прозаика Флэнна О’Брайена и бестселлер Джен Кэмбл «Диковинные диалоги в книжных магазинах».

По словам Мартыновой, каждый подписчик книжного проекта — единомышленник, а потому заслуживает «очень личного» отношения. «Личное отношение — это и желание лично переписываться с каждым участником сбора средств, и учитывать любые его пожелания», — делится издатель.

Виктория Валикова
VK.com

Виктория Валикова

Сбор: 3,2 млн рублей

Площадка: Boomstarter

Проекты: бесплатные клиники в Гватемале и Никарагуа

Время проведения кампаний: начало 2016 года — 18 декабря 2017 года

Виктория Валикова — врач-инфекционист и специалист по тропическим болезням из Уфы. В 2014 году она отправилась в Гватемалу в качестве волонтера и, познакомившись ближе с местным населением, поняла, что хочет делать для этих людей больше. В 2015 году Валикова вместе с партнером Кариной Башировой основала организацию по оказанию медицинской помощи жителям стран третьего мира Health & Help, а в 2016-м запустила кампанию по сбору средств на строительство бесплатной клиники в джунглях Гватемалы.

Сегодня клиника принимает пациентов шесть дней в неделю. Чаще всего их приходится лечить от пневмонии, гепатита А, диабета, астмы и укусов змей и насекомых. Местным голодающим детям организация Валиковой выдает терапевтическое питание, витамины и противопаразитарные препараты. Все работающие в клинике врачи и медсестры — волонтеры.

А Валикова строит еще одну бесплатную клинику — на этот раз в Никарагуа. Деньги на этот проект она также собрала через краудфандинг.

Ирина Журавлева
Facebook

Ирина Журавлева

Сбор: 2,7 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: документальный фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни»

Время проведения кампаний: 2 апреля 2015 года — 15 ноября 2015 года

Ирина Журавлева родилась и выросла в Перми в семье папы-химика и мамы-географа. Родители с детства брали ее в походы — так появилась любовь к природе. Когда Журавлева выросла, то стала курировать выставки и медиапроекты о дикой природе. В 2015 году она приняла предложение продюсировать полнометражный фильм о первом годе жизни бурого медведя. Длительные съемки нескольких медвежьих семей должны были вестись в Южно-Камчатском заказнике, что довольно затратно.

Основной комплект оборудования съемочной группе предоставил один из федеральных ретейлеров электроники и бытовой техники. Но на покупку дополнительного оборудования, снаряжения и продуктов требовалось еще 2,5 млн рублей. С помощью краудфандинга команде удалось не только собрать эту сумму, но и найти сопродюсера, который профинансировал постпродакшн. «Главное, что дал краудфандинг — ощущение нужности проекта, его искреннюю поддержку несколькими сотнями обычных людей, которые стали его полноценной частью. Я ощутила огромную ответственность перед всеми этими людьми за то, чтобы фильм в итоге вышел в свет», — говорит Журавлева.

Лиля Сабирова
Елены Сунгатовой·art16.ru

Лиля Сабирова

Сбор: 2,2 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: финансирование работы просветительского фонда «Эволюция»

Время проведения кампаний: 16 ноября 2015 года — 20 марта 2016 года

Лиля Сабирова сыграла важную роль в популяризации российской науки, собрав для просветительского фонда «Эволюция» (где работала PR-менеджером) 2,2 млн рублей в ходе кампании на Planeta.ru. Средства пошли на издание научно-популярных книг, например, «Достающего звена» антрополога Станислава Дробышевского и «Объясняя религию» Паскаля Буайе, а также на финансирование научно-популярных лекций в 12 регионах России, обучение лекторов и переводы англоязычных видеороликов. Сегодня Сабирова работает на Planeta.ru и является профессиональным крауд-продюсером в категории «Наука и технологии», она помогает собирать деньги на другие научно-просветительские проекты. Среди них лекторий «Курилка Гутенберга», журнал «Батрахоспермум», печать книги «Гарри Поттер и методы рационального мышления» и другие (общий объем собранных ею средств превысил 20 млн рублей).

По мнению Сабировой, для успеха кампании критически важно правильно определить целевую аудиторию: «Запускать проект нужно, исходя из интересов этой аудитории, а не собственных — это касается и цели самого проекта, и описания, и вознаграждений, и методов продвижения. Потому что в конечном счете каждый крауд-проект — это успешное решение проблем конкретного комьюнити».

Евгения Тимонова
ALx V·Wikipedia

Евгения Тимонова

Сбор: 2,2 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: австралийский сезон программы «Все как у зверей»

Время проведения кампаний: 18 октября 2016 года — 17 ноября 2016 года

Натуралист из Новосибирска Евгения Тимонова выпускает свое YouTube-шоу о природе человека и его связи с животным миром с 2013 года. Разные сезоны снимались в России, Хорватии, Португалии, Кении, Индии и многих других странах. В 2016 году, чтобы отправиться в экспедицию в Австралию, Тимонова и ее команда объявили сбор средств на краудфандинговой платформе — и результат в несколько раз превысил целевой минимум: натуралистам удалось собрать 2,2 млн рублей вместо заявленных 500 000.

Австралийский сезон рассказывает о ни на что не похожей местной фауне. «Звери, несущие яйца, и птицы, покрытые шерстью, рыбы с ногами и млекопитающие с сумкой, беспощадные тасманийские дьяволы и безмозглые ангелы-коалы... Каждый из них — готовая потрясающая история», — писала Тимонова в посте на краудфандинговой площадке. В 2016-2018 года «Все как у зверей» выходила на канале ВГТРК «Живая Планета». Рецензентами программ Тимоновой выступают известные биологи — Александр Марков, Станислав Дробышевский, Александр Соколов, Александр Панчин и другие.

Анастасия Березенец
VK.com

Анастасия Березенец

Сбор: 2 млн рублей

Площадка: Planeta.ru

Проекты: японское кафе «Тайяки»

Время проведения кампаний: 13 мая 2016 года — 14 сентября 2017 года

Заняться японским стрит-фудом в родном Санкт-Петербурге Анастасия Березенец решила после поездки в Нью-Йорк, где попробовала местные десерты тайяки (вафли в виде рыбки с бобовой начинкой). Потратив 34 000 рублей и купив специальную вафельницу и пасту для начинки, она начала экспериментировать с рецептами из интернета, пытаясь воспроизвести тот самый незабываемый вкус. Летом 2015 года Березенец поучаствовала в фестивале уличной еды, где собственноручно готовила вафли и, по ее словам, собрала благосклонные отзывы покупателей. Это вдохновило ее на открытие стационарного кафе под вывеской «Тайяки».

Площадь первого кафе была всего 14 кв. м, а гостей — столько, что они просто не помещались. «Люди регулярно писали в книге отзывов «Ломайте стены и расширяйтесь», — рассказывает Березенец. Начинающая предпринимательница посчитала, что, даже если продаст свою комнату в Санкт-Петербурге, то денег на открытие кафе необходимой площади не хватит. В 2016 году она запустила первую кампанию на краудфандинговой платформе. Березенец попросила у пользователей 500 000 рублей на аренду второго помещения в 30-50 кв. м, а также ремонт и оборудование новой точки. В результате удалось собрать даже чуть больше — 650 000 рублей.

Параллельно о проекте Березенец рассказывала и в группе кафе во «ВКонтакте». История заинтересовала журналистов из Токио — так на одном из японских телеканалов вышел сюжет о «Тайяки». «Так и говорили: это невероятная ситуация, в России русская девушка делает японский традиционный десерт. Позднее, благодаря выходу этой передачи, секретам приготовления блюда меня обучал японский сенсей, а в проект стали поступать деньги из Японии», — вспоминает Березенец.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+