Одна вокруг света: турецкий гамбит или как справляться с камнепадом и клещами
Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. Об ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета.
Прохождение грузино-турецкой границы заняло 30 минут и $65 на оформление страховки. Интересный факт: на каждом погранпункте обязательно находится человек, пересчитывающий число флагов на моем автомобиле, радуется, когда обнаруживает флаг своей страны и удовлетворенно кивает: все в порядке, можешь следовать дальше.
Почти 200 километров едем по черноморскому побережью. Не понятно где заканчивается, а где начинается следующий населенный пункт. Если бы не указатели, я бы так и думала, что еду по одному большому городу. Побережье очень густо населено, домики — как игрушечные, стоят чуть ли не друг на друге. Море, конечно, всегда привлекает людей, на то оно и море.
В город Трабзон я заехала скорее из любопытства, чем из необходимости или интереса. Здесь гармонично сочетаются вековые каменные стены с современными постройками, такой феншуйный город, где есть место всему – и старинному, и старому, и новоделу, и все это не противоречит друг другу, а дополняет. Например, в одном квартале наблюдала такую картину: ведется снос старых домов и тут же завозятся стройматериалы, расчищается площадка под строительство нового. На узких улочках – полуразрушенные стены старинной постройки, украшенные современным панно из металла и ткани, рядом, прямо на улице – стоит мебель для продажи.
Из Трабзона отправляемся в монастырь Сумела. Дорога к нему живописная, пейзажи похожи на грузинские. Ответвление к монастырю – крутой узкий подъем, если попадётся встречная машина – не разъехаться. К счастью, проскочила без сюрпризов. За въезд надо заплатить 10 турецких лир. Но кабинка для оплаты стоит пустая, никого нет. Проезжаю дальше, и понимаю почему: вход к монастырю запрещен. Недавно здесь был большой камнепад, его последствия еще не успели устранить, и территория закрыта для посещения туристов.
По наводке местных рабочих идем с Гретой обходным путем. На тропе, ведущей к монастырю, лежат огромные глыбы камней. Идем осторожно, Грета проявляет неуемное любопытство, заглядывая за ограждение, а за ним – обрыв. Монастырь я увидела только издалека – не рискнула пробираться к нему через завалы.
Уезжать не хочется, но впереди – Каппадокия, основная цель путешествия по Турции. Еду в окружении хвойного леса, дорога меняется – то асфальт, то грунт. Кругом ни души, лишь редкие встречные автомобили. Бензина осталось на 100 километров, а учитывая, что мы едем по горной дороге, расход увеличивается. В обозримой перспективе не намечается заправок. Переживаю. Надеюсь, что попадется заправка, не указанная на карте. Чтобы поднять настроение и отвлечься, пою песни. Грета смотрит на меня с упреком: «Лучше бы ты помолчала и не портила собачий слух», читаю в ее глазах.
Встречаются очень мило оборудованные места для отдыха: столики и скамейки под навесом, родниковая вода, контейнеры для мусора, туалет. Населенные пункты редко встречаются, в основном – небольшие деревни, и такое место для остановки очень выручает.
До Гёреме добираюсь уже в сумерках. Собираюсь посмотреть знаменитое шоу воздушных шаров – это визитная карточка Каппадокии. Но поскольку приехали уже поздно, решила остаться на два дня, чтобы сначала выяснить, где происходит это зрелище, и на рассвете следующего утра увидеть его. Когда я проснулась, еще до первых лучей солнца, увидела потрясающий вид: с двух сторон от меня пылали огнем от газовых горелок яркие воздушные шары, готовящиеся к полету. Вот оно! Совершенно случайно мы оказались в самом эпицентре грандиозного зрелища, поблизости от запуска.
Конья – один из любимых моих городов. Прогуливаюсь по узким центральным улочкам, изучаю местный базар, наблюдаю за людьми. На поиски гостиницы отправляюсь, оставив Грету в машине,– в Турции почти везде отказывают в размещении с собакой. С четвертой попытки получаю разрешение в небольшом отеле, возвращаюсь за Гретой. И с ужасом обнаруживаю, что не поставила метку на карте, где я ее оставила, а дело к вечеру. Испугалась. Пришлось ориентироваться по приметам, отмеченным и запомнившимся случайно: вот гостиница, где мне отказали… вот красивая мечеть, в которую я запланировала зайти завтра… а вот и тот самый салон свадебных платьев, рядом – моя машина и Грета. Облегченно вздыхаю. Нашла.
Отель, который приютил нас, располагается в 200 метрах от усыпальницы Шамса Табризи — мыслителя, суфия и философа. Шамс считается одними из святых Коньи, посещение его мавзолея планировала заранее. Еще с первого посещения Коньи чувствую необъяснимую связь с ним, сегодня же прошу благословения на путешествие по мусульманским странам.
От Коньи едем до средиземноморского побережья, пейзажи здесь похожи на северовосточные районы Марокко – ярко-желтая почва с изумрудной зеленью.
Эпизод. Садовник стрижет газон во дворе жилого дома. Спрашиваю, где ветеринарная клиника – навигатор показывает, что где-то рядом, но не могу найти. Открыл калитку, чтобы я не ходила в обход. Возвращаюсь – мою машину перекрыли на парковке. Без просьбы звонит тут же хозяйке, чтобы она отъехала.
Однако излишняя турецкая услужливость иногда бывает не на пользу: не успеваю я подъехать к камому-нибудь кафе или АЗС, как тут же навстречу к тебе бежит человек. Грета воспринимает резкие движения как угрозу, начинает отчаянно лаять. При этом человек будет стоять рядом до последнего в ожидании просьбы, несмотря на реакцию собаки. Если не понимает, что я прошу отойти в сторону, приходится уезжать в другое место.
Конечный пункт в Турции – портовый город Мерсин, откуда нам предстоит переправа по морю. До посадки на судно у меня было три свободных дня, которые я решила посвятить отдыху и разработке дальнейшего маршрута следования. О самой переправе – отдельная история, о ней расскажу в следующей серии. А пока отправляемся за город, дышать морем и свежестью хвойного леса.
А утром я обнаружила клеща, нещадно впившегося в Грету. Первая реакция – шок, как такое могло случиться? Грета обработана от кровососущих, да и проверяю ее после каждой прогулки. Хотя понимаю, что стопроцентной гарантии не может быть. Срочно узнаю, что нужно предпринять в первую очередь, еду за витаминами и медицинскими препаратами. Нервы сдают, разревелась прямо в аптеке. Подходит женщина, выясняет что случилось, позвала своего друга, он отвозит нас в местную ветеринарную клинику. Грете сделали анализы на инфекции и обработали в специальной медикаментозной ванной. Тест отрицательный, я отхожу от нервного срыва. Все три дня, что отвела на отдых – наблюдаю за ее поведением и состоянием. Ест хорошо, активна.