К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как проявляется «эффект замужества» у менеджеров

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Психолог Ольга Троицкая о мужском и женском архетипе руководителя

Для спортсмена самое страшное — не добиться успеха на Олимпиаде, а  удержать и подтвердить свой рекорд. У карьериста же нередко наступает кризис, когда он достиг, добежал и надо обживаться, выстраивать, удерживать, планировать на годы вперед. Уровень стресса поднимается,  активизируются страхи, человек впадает в иллюзию контроля, испытывает дикое напряжение и опустошенность. Он начинает ностальгировать по периоду тяжелого восхождения. Ведь именно тогда он жил полной жизнью, был достаточно бесстрашен, умел рисковать и радоваться даже мелочам.

Такую ситуацию психологи называют «эффектом замужества», когда после свадьбы влюбленные начинают видеть друг друга иначе. В период страсти и подъема чувств у людей мощно проявляются ресурсные способности, причем о некоторых они даже не подозревали. Влюбленные видят друг друга очень живыми интересными людьми. А когда они женятся и начинают жить вместе, происходит «подмена»: вдруг жена начинает ворчать, как ее мать, а муж  — походить на своего отца.

Почему бывает так плохо и неуютно офисному победителю?  К карьерным вершинам, как правило, прорываются на энергии желания: «Хочу! Могу! Мне надо!». Это сильное стремление задействует самые сильные позитивные стороны менеджера: целеустремленность, интерес, энтузиазм, умение положиться на себя и по максимуму пользоваться своей энергией. На таком пути присутствуют два важнейших фактора — любопытство и интерес. Эти базовые эмоции дают человеку энергию, поддерживают желание достигать  внутреннего согласия с изменениями и широты восприятия возможностей реальности. Любопытство и интерес так же связаны с чувством удовольствия от себя, от достижения, от жизни.

 

Важно отметить: целеполагание и устремленность с принятием вызова неожиданных ситуаций и угроз относятся к мужской архетипичности. Прорывных результатов люди добиваются на мужской энергии. Для мужского архетипа свойственно не цепляться к мелочам, держать фокус на цели. Новое стимулирует инстинкт первопроходца, а препятствия служат поводом «поднять» энергию.

Когда цель достигнута, повышение получено, встает задача адаптации на занятом «плацдарме». И тогда становятся актуальны качества женского архетипа. От руководителя зависит большое количество людей, он несет ответственность за прибыль компании. Поэтому  должен тщательно контролировать свое расписание и поведение, отладить процессы и следить за ними. Женщины на ответственном посту, выполняя массу разноплановых задач, зачастую испытывают меньший стресс, чем мужчины. Во-первых, женщине привычно одновременно следить за своей работой, чистотой тарелок, здоровьем детей, домработницей и маслом в машине.  Во-вторых, руководитель-женщина видит поле ответственности в целом, так как у женщин больше развито правополушарное мышление. Она реагирует на триггерные точки — фокусирует внимание на том,  что требует исправления. Найти правильное решение и отконтролировать — такова женская сторона подхода.

 

Каждый человек обладает и мужской, и женской энергией. Мужская архетипичность позволяет двигаться вперед, принимать вызовы нового, женская — обеспечивает безопасность, гармонию. Человек адаптивен к вызовам реальной жизни, когда обе энергии в нем интегрированы.

Поскольку многих мужчин воспитывали мамы и бабушки, у них часто  мужская архетипичность пригашена, а женская — усилена до тревожности. Если мужчина воспитывался женщинами, то, когда он достигает высокого места, им начинают руководить женские послания: все держать под контролем, ничего не упускать и пр. Воображая себя настоящим мужчиной с ежедневником, он начинает вести себя как типично «женский» контролер.  Но самое страшное послание родом из женского воспитания: все новое и неожиданное есть разрушение привычного мира. На любое изменение на контролируемой  площадке он реагирует диким уровнем стресса.

Единственное, что поможет снять стресс, — внутреннее согласие с тем, что мир переменчив. Ни свою жизнь, ни других людей по-настоящему проконтролировать нельзя, чтобы вам ни говорили на тренингах, усмиряя вашу тревогу. На самом деле жизнь непредсказуема, а люди в любую минуту могут выдать что-то  неожиданное для вас. Каждый может поддерживать в себе состояние готовности с интересом, достаточно спокойно принять что-то новое и адаптивно ответить.

 

У людей, достигших высокого положения, часто происходит странная вещь — они как будто отделяются от того, кем они были до этого, говорят печально: «Ну, тогда я был молод». В нашей культуре сильно развито требование соответствия своему возрасту: зрелый человек должен быть спокойным, подтянутым, взвешенным, контролирующим, серьезным. Как будто только молодые имеют право быть азартными, интересующимися, прорывающимися, любопытными. Игра этого убеждения в умах  вызывает психологическое отчуждение от себя молодого: тот молодой мог, а я уже не могу. Но вы сейчас и в молодости не два разных человека. Просто к опыту молодости добавилась зрелость, большая возможность видеть и понимать. То, что было в молодости, никуда не делось. Этим ресурсом можно продолжать пользоваться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+