К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес по-женски: как преодолеть гендерные стереотипы

Фото REUTERS / Toru Hanai
Фото REUTERS / Toru Hanai
Не только в России женщины относительно редко становятся предпринимательницами, а в бизнесе получают меньшие доходы, чем мужчины

Благодаря литературе и экономическому укладу сложилось восприятие, что женщины в бизнесе не самые лучшие участники. Сохранилось популярное мнение, что мужчины — основные «добытчики», а женщины «хранительницы очага». Это небезосновательное положение, ведь если посмотреть на список самых богатых женщин, например, в России и США, то выявляются два основных способа накопления капитала женщинами: наследство или совместное предприятие с мужем. Однако в отличие от России, в США существует рейтинг самых богатых self–made женщин. И в нем можно увидеть самые разнообразные источники дохода — от привычных сфер моды и косметики вплоть до биотехнологий и космоса.

Если взглянуть на полную картину предпринимательства в России и сравнить ее с США, то становится очевидно, почему наш рейтинг женщин в бизнесе так отличается. В нашей стране предпринимательство и по сей день не является престижной или желаемой профессией. В то время, когда две трети мира считают предпринимательство хорошим карьерным выбором, около половины населения России думают, что ни сейчас, ни 15–20 лет назад не было и нет никаких возможностей заработать крупное состояние честным путем. Опрос показал предвзятость россиян именно к предпринимателям–соотечественникам, результаты говорят в пользу трудолюбивого западного предпринимателя, а российского воспринимают как жадного жулика. Законодательные изменения, рост налогов и социальных выплат вкупе с кризисом пагубно сказываются на частном бизнесе. В последние годы отмечается сокращение предприятий и, как следствие, рост теневой экономики. Эти факторы только добавляют красок к негативному образу предпринимателя.

Исследование GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства Global Entrepreneurship Monitor) также отображает не лучшее состояние предпринимательского сегмента: там отмечается, что около 90% населения не только не задействованы в коммерческой деятельности, но и не видят возможности построить свой бизнес. У нас всего 4,7% работоспособного населения являются начинающими предпринимателями и только 3,5% хотели бы запустить свое предприятие. При таких показателях не стоит ожидать скорого роста малого бизнеса как женского, так и мужского.

 

Несмотря на то что женщины так же, как и мужчины, распознают потенциальные бизнес-возможности, они с гораздо меньшей вероятностью оценивают свои способности, как достаточные для запуска такого бизнеса. Женщины склонны больше бояться того, что они не преуспеют в ведении собственного дела. Этот тренд прослеживается во многих исследованиях, где видно, что мужчины, как правило, преувеличивают свои профессиональные возможности, в то время как женщины чаще недооценивают свои способности. Это выливается в продолжающее существовать гендерное неравенство в бизнесе, которое даже в развитых странах остается на существенном уровне.

По оценке Всемирного экономического форума, Россия по этому показателю занимает 75 место среди 145 анализируемых стран, а именно — между Мадагаскаром и Кыргызстаном. При этом во всем мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают в среднем больше, чем мужчины. Примечательно британское исследование, которое показывает, что мужчины в четыре раза вероятнее попросят об увеличении заработной платы, а женщины уже при приеме на работу и обсуждении оклада просят меньшую сумму.

 

Гендерное неравенство существует в собственном восприятии самих женщин, при этом тот, кто привилегирован (в этом случае по всему миру — белый мужчина), сам не ощущает своей привилегии. Само восприятие женщин влияет на уверенность и эффективное достижение успеха в учебе, на работе и в принятии простых решений. Если вы не верите, что можете сделать что–либо, вы вряд ли возьметесь за это дело и будете стараться сделать его хорошо. Этот эффект принято называть эффектом Голема (в случае с негативными ожиданиями) и Пигмалиона (в случае с позитивными), когда чужие или собственные ожидания, будь то позитивные или негативные, способны запрограммировать результат. Один из примеров такого эксперимента, когда учителю сообщают, что случайно подобранный класс якобы состоит преимущественно из троечников или отличников. Восприятие и ожидание учителя в течение года действительно поменяло уровень знаний, и эти группы учеников в итоге соответствовали первоначально выдуманному уровню.

Так уж сложилось исторически, что женский труд считался дешевой рабочей силой. Может показаться, что причина в том, что женщины были задействованы в менее привлекательных и малооплачиваемых секторах. На самом деле исследование показывает, что все с точностью наоборот. На сегодня самая высокооплачиваемая профессия в России  – программист  изначально была женской. По мере того как этот сектор развивался и становился все более привлекательным, в него шло все больше мужчин. Вопрос в другом: почему при выборе между мужчиной и женщиной выбирали мужчину?

Женщины добились очень многого в сфере равноправия за последние 120 лет. В России почти сто лет как женщины наделены одинаковыми правами с мужчинами, и в этом смысле наша страна была одной из первых. Но пробить этот стеклянный потолок, чтобы сравнять уровень зарплат нам еще предстоит.  «Да, Фред Астер великолепен, но не забывайте, что Джинжер Роджерс делала то же самое, только задом наперед и на высоких каблуках» — цитата об известной американской танцовщице в сравнении с ее партнером, одним из лучших танцоров США, звездой Голливуда 1940–1950-х годов. Так и нам сегодня понадобится приложить в несколько раз больше усилий, чем мужчинам, чтобы пробиться к успеху в этом все еще мужском мире.

 

Так, любимая женщинами посудомоечная машина, которая в прямом смысле и сегодня освобождает нам руки и время, была изобретена женщиной. Женщины создали много других незаменимых устройств в самых разнообразных областях, например: дисковая пила, шприц, стеклоочистители на машинах, памперсы. И даже в создании первого компьютера участвовала женщина. Следовательно, экспертиза и способности приводят к успеху вне зависимости от пола. И как советуют современные книги по эффективности, надо развивать то, что получается хорошо, а не вытягивать слабые качества на средний уровень.

Интересно, что уже сегодня количество женщин, занятых в профессиональной и технической сферах, превышает количество мужчин. В России это соотношение даже выше, чем в США, ведь сейчас в обеих странах женщин, получающих высшее образование, больше, чем мужчин. Фактор, который было просто невозможно представить сто лет назад, когда женщинам вкладывали понятие самореализации исключительно в роли матери и домохозяйки. Правда, если в современном западном мире женщина — равноправный с мужчиной работник и при этом оба супруга делят домашний быт поровну, в российских реалиях это не всегда так. Да, в Советском Союзе были приняты важные документы, узаконивающие равные права граждан, но исторические культурные установки все равно определяли, что место у плиты исключительно женское, как и счастливая возможность пользоваться чудо–аппаратом технического прогресса — пылесосом — выпала именно «слабому полу». Дискриминация по половому признаку и сегодня пронизывает нашу жизнь, ведь работодатели до сих пор не стесняются писать возмутительные объявления: «Ищем женщину 20–25 лет» и иногда даже прибавить — «приятной внешности». Такая формулировка считается вопиющим случаем в США и может навсегда испортить репутацию компании.

Исследование Гарварда связывает разницу в зарплатах между мужчинами и женщинами именно с перерывом в работе женщин, который появляется в связи с отпуском по уходу за детьми или пожилыми родителями. Анализ показывает, что уровень зарплат одинаковый при выполнении одной и той же работы. Разрыв в оплате появляется тогда, когда женщина уходит в декрет и меняет полную занятость на частичную или на плавающий график. Женщины, которые не делают перерывов в работе, получают одинаковые с мужчинами зарплаты. Именно переход с постоянной занятости на фриланс или менее требовательную и ответственную работу приводит к потере в доходах. Начальство поручает не такие важные проекты и с меньшей вероятностью повышает в должности, тем самым этот перерыв негативно влияет на долгосрочный карьерный рост. 

Помимо изменения отношения к предпринимателю по гендерному признаку необходимо менять и экономические факторы: экономическая стабильность, облегчение законодательных барьеров, доступ к капиталу, советникам и освещение историй успеха могут повлиять на рост как женского, так и мужского предпринимательства. Россия — огромный и ненасыщенный рынок. Многие успешные проекты запускаются по моделям западных предприятий и с применением новых технологий, что обеспечивает первенство в соответствующих сегментах рынка в нашей стране и снижает вероятность провала проекта.

В США для привлечения женщин в сферу предпринимательства существуют организации и альянсы бизнес–инвесторов, которые вкладывают капитал в компанию только при наличии женщины среди основателей или высшего менеджмента. Тематические конференции и встречи для женщин-предпринимателей, как правило, вдохновляют участниц, повышая веру в успех и амбиции по поводу своего предприятия, необходимые для достижения лучших результатов.

 

Несмотря на все усилия, сегодня только в 15% компаний, получивших венчурные инвестиции, присутствуют женщины в высшем руководстве, и всего в 3% они являются главами предприятий. При этом эти компании демонстрируют схожую прибыльность вне зависимости от гендерной принадлежности руководства. В случае с публично торгуемыми корпорациями анализ Credit Swiss показывает, что наличие в высшем руководстве женщин коррелирует с лучшей корпоративной производительностью и большей доходностью на фондовом рынке.

Возвращаясь к поиску инвестиций для запуска или масштабирования проекта, можно отметить большую привилегию мужчин, которая незаметна без анализа данных. Ведь даже реакция на одинаковую инвестиционную презентацию, представляемую мужчиной или женщиной, разнится. В случае, если презентацию делает мужчина, ответ в два раза чаще более благосклонный.

Исследования демонстрируют, что компании, управляемые исключительно мужчинами, в четыре раза вероятнее поднимут венчурные инвестиции по сравнению с компаниями даже с единственной женщиной в команде. Все эти препятствия, подтвержденные статистическими исследованиями в части получения предпринимателями финансирования для нового бизнеса, накладываются на пугающий фактор, что половина новых бизнесов закрывается в первые пять лет. Возможно, женщины, не запускающие свой бизнес, не избегают риска, а скорее очень рационально к нему подходят.

Изменение собственного восприятия является ключом к побуждению женщин к предпринимательству. Но как бы ни была важна уверенность, это не индивидуальная проблема. Одного призыва к женщинам «lean in» («пробивайся в карьере» – выражение Шерил Сандберг, операционного директора Facebook) недостаточно для ее решения. Необходимо предоставить инструменты, поддержку и связи, которые нужны всем предпринимателям для успеха, те ресурсы, к которым уже есть доступ у мужчин.

 

Перспективы очень обнадеживающие: предварительные расчеты показывают, что рост гендерного равенства в профессиональной сфере может увеличить доход на человека на 20% к 2030 году. Но преимущества простираются еще дальше, поскольку женщины–предприниматели вдохновляют своим примером других женщин достигать цели и исполнения мечты. В развивающихся странах женщины реинвестируют 90% своего дохода в свои семьи и окружающих, и это означает, что инвестиции в женщин – это инвестиции в наше общее будущее. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+