Все знают, что маленькое княжество Монако — это место абсолютной роскоши и торжества капитала. Там точно не увидеть грязных заборов с граффити или старых крыш. Но что делать, если жители или гости Монако хотят хоть одним глазом посмотреть, как выглядят эти граффити — современное наскальное искусство бедноты и контркультуры?
В перерыве между казино и созерцанием самых дорогих автомобилей и яхт зайдите в музей. С 21 июля по 19 августа в центре Grimaldi Forum Monaco пройдет выставка граффити — лучшие работы, ставшие классикой, мастера, которые уже начали продавать свои работы за десятки и сотни тысяч долларов (а некоторые и за миллионы), а также неизвестные художники-райтеры, только вчера выбившиеся из городской бедноты.
Впрочем, граффити уже давно не просто искусство бедных. Выставка в Монако называется «40 лет прессионизму» (от слова pression — давление). То, что можно увидеть в Форуме Гримальди, — лишь репрезентативная часть. Это личная коллекция архитектора и бизнесмена Алана-Доминика Галлиция, который собирает работы уличных художников более 20 лет. Он открыл фонд Gallizia и держит в своем доме под Парижем ателье, куда приходят художники и расписывают все свободные для фантазии места.
Выставка откроется 21 июля — в день, когда в The New York Times вышла первая статья про художника граффити и интервью с ним — это был легендарный Таки-183, один из первых райтеров, который ввел новый формат и вид соревнования — написание имени на стенах зданий или поездов. И началась гонка баллончиков с красками и размеров букв — так появились граффити, которые мы видим сейчас. И теперь граффити официально — одно из последних течений живописи конца прошлого века.
В 2006 году в Бруклинском музее прошла одна из первых выставок граффити Нью-Йорка, в 2009 году в Большом дворце в Париже 150 художников со всего мира выставили 300 работ. В Монако масштаб даже больше — свыше 400 картин на 1200 кв. м современной эспланады и террасы с видом на море. В программе — классики и родоначальники граффити (тот же Таки или знаменитый нью-йоркский художник Крэш, фирменным знаком которого стал глаз; недавно одна из его работ украсила новую коллекцию чемоданов марки Tumi) и начинающие художники из разных стран.
Но самой остроумной все равно кажется идея показывать граффити в Монако, где, в отличие от Нью-Йорка или Парижа, сложно наткнуться на вагон метро, расписанный от пола до потолка реакционными граффитчиками.