Стокгольмский синдром
Скандинавская новая волна: политические триллеры
Девушка, которая взрывала воздушные замки
Cовременный писатель редко может похвастаться биографией. В жизни Стига Ларссона самым ярким пятном стало ее удивительное завершение. Шведский журналист, антинацист, к пятидесяти годам он задумал писать роман в десяти томах, который был бы одновременно и политическим триллером, и картиной нравов современного общества. Название серии было задумано как Millennium, что отражает широту замысла. В 2004 году Ларссон нашел издателя на первые три тома, подписал контракт и вскоре после этого умер — сторонники конспирологии подозревают проделки неонацистов, но друзья самого писателя сходятся на инфаркте. Уже через несколько лет романы Ларссона стали самыми популярными книгами в мире, с некоторым, как водится, опозданием эпидемия Ларссона докатилась и до России. Странно, но никто из подсевших на Ларссона не может объяснить, что такого привлекательного в его книгах.
Например, газета The New York Times считает, что дело в героях. Их два, у обоих есть прототипы в шведской детской литературе. Первый — Микаэль Блумквист («Чертов Калле Блумквист!»), главный редактор независимого журнала Millennium. У него две суперспособности: нравиться женщинам и вести политические и экономические расследования. В чем ему помогает вторая героиня: Лисбет Саландер, подросшая Пеппи Длинныйчулок: двадцатилетний хакер с телом 13-летнего подростка, полностью покрытым татуировками и пирсингом. Оба героя ведут по-шведски свободную сексуальную жизнь, заглядываются друг на друга и неостановимо борются со злом.
В первой книге, «Девушка с татуировкой дракона», писатель раскачивался, завязав сюжет на великосветском детективе из жизни шведских миллионеров. Во второй и третьей Калле Блумквист и Пеппи Длинныйчулок уже всерьез сражаются с наркоторговцами, а затем и с влиятельной подпольной организацией хуже масонов.
Millennium — абсолютный продукт эпохи. Забавны совершенно лишние, казалось бы, подробности: Ларссон дотошно описывает, что на героях надето, что они едят, что видят, по его романам устраивают экскурсии по Стокгольму (в них упомянута чуть ли не каждая вторая улица). Борьбу с мафиози героиня начинает с того, что покупает себе новую квартиру и обставляет ее из IKEA: Ларссон с удивительной дотошностью описывает, что именно она купила, как это называлось, сколько стоило и куда было поставлено. Иногда кажется, что его книга — это не просто остросюжетный детектив, а еще и учебник. Учебник того, как быть супергероем в современном европейском мире, в котором потребление становится частью сопротивления.
Забавно, кстати, что актер Дэниел Крейг покинул бондиану для того, чтобы сниматься в роли Блумквиста в голливудской экранизации серии.
ЮХАН ТЕОРИН
Ночной шторм
Единственное, что всерьез объединяет Теорина с Ларссоном,— издательские надежды. Но под политический триллер здесь замаскирована семейная драма. Семья с двумя детьми переезжает на остров, в бывший дом строителя маяка, о котором ходят всякие странные слухи. Вскоре жена главного героя гибнет при загадочных обстоятельствах, а сам он пытается разгадать тайну ее смерти.
ЙЕНС ЛАПИДУС
Шальные деньги
Стокгольмский адвокат Йенс Лапидус строит рассказ на делах, с которыми сталкивался в уголовном суде. Ни следа ларссоновского идеализма, жесткий, сленговый язык. Роман похож на фильмы Гая Ричи: автор наблюдает за преступным миром как за дикими животными в вольере, и всем героям — чилийцу Хорхе, сербу Мрадо, юному шведу Юве — предстоит столкнуться в схватке за кусок мяса.
Ю НЕСБЁ
Спаситель
Норвежец Ю Несбё входит в десятку самых читаемых авторов в мире. И многое пропустил тот, кто никогда не открывал его романов о сыщике Харри Холе, чьи неудачи в личной жизни компенсируются победами на работе. В«Спасителе» Несбё так же безжалостно разбирается с Армией спасения и махинациями в благотворительности, как Ларссон — с мировым политическим устройством.