В нашей жизни изменилась не только скорость, но и объем информации, с которым приходится работать.
Если внимательно посмотреть на эволюцию бизнес-гаджетов, то, наверное, в последние 15 лет она вращалась вокруг минимизации компьютера, максимизации памяти и совершенствования интерфейса. Для меня, как и для многих менеджеров моего поколения, первым серьезным гаджетом после калькулятора был Psion, потом — Palm и Treo. Это были простые по нынешним меркам приспособления, которые помогали нам брать часть компьютера с собой и иметь эту информацию под рукой. Потом пришел iPod со своими невероятными 20 Гб и вскоре — BlackBerry, который стал абсолютным хитом, потому что можно было всегда читать почту. Немедленно. Я думаю, что ожидание «немедленности» в обмене информацией и было порождено ВВ. Сейчас это интернет. Не усеченный, а полновесный мобильный интернет через iPhone, iPad или Android-гаджеты. Вокруг них все и вертится.
В нашей жизни изменилась не только скорость, но и объем информации, с которым приходиться работать, — гаджеты помогают и в том и в другом. Сейчас мы можем принимать решения практически всегда и везде, и поэтому постоянный (наверное, даже «немедленный») обмен информацией становится все более важным компонентом принятия быстрого и качественного, а соответственно, и более конкурентоспособного решения. С другой стороны, количество информации, которую приходится «переваривать», растет, наверное, экспоненциально. Но ее ценность часто очень краткосрочна, поэтому «немедленность» анализа и реакции становятся все более важными. И постоянный доступ к интернету и почте сегодня просто критичен.
Однако я не уверен, что качество жизни существенно изменяется в зависимости от гаджетов, просто возрастает продуктивность, и ты можешь сделать больше работы или сделать ее быстрее, а как использовать высвободившееся время — это уже зависит от человека. При этом гаджетами очень легко себя перегрузить. Когда видишь их в рекламе или в магазине, то описание функции очень часто отражает действительно то, что гаджет делает, но, увы, ничего не говорит о том, насколько хорошо или насколько просто достигается желаемый результат. Приходится выбирать методом проб и ошибок. Какие-то устройства просто плохо работают или очень неустойчиво, и ты не можешь на них полагаться (это может быть терпимо для гаджетов-«игрушек», но не для рабочих инструментов), какие-то требуют очень сложного ввода информации или ее извлечения и просто не отвечают изначальной идее экономии времени.
Кстати, именно функционал является мерой необходимого количества электронных устройств. Более ранние поколения разных аппаратов были с очень слабой компьютерной начинкой, и их нельзя было адаптировать ни к чему — они исполняли свою функцию. Поэтому наличие одновременно большого количества гаджетов у человека было объяснимо. Сейчас это мощные компьютеры, и, естественно, будет происходить объединение функций. Помимо этого, адаптивность еще и в том, как легко настроить свои предпочтения (что было практически немыслимо 10 лет назад). Дело не в том, что мы перестали подстраиваться под наши гаджеты. Это постоянный процесс. Через 10 лет то, что мы сейчас делаем с нашими гаджетами, будет выглядеть абсолютным анахронизмом. Нужно просто принять как факт, что есть постоянный эволюционный процесс, который никогда не остановится. Внутри гаджет стал другим, но вряд ли это когда-нибудь будет просто коробочка. Интерфейс и эргономика все-таки очень важны. И сам внешний вид — если это iPhone или iPad (как символы абсолютно нового уровня технологии гаджетов) — тоже важен.
Еще один аспект — это феноменальный уровень инноваций в этой области. Новые гаджеты появляются постоянно, атакуя точечно отдельные области, например зарядные устройства. Каких только вариаций универсальных зарядных устройств у меня не было, но не прижилось ни одно. Еще одной областью было сканирование: и электронный карандаш для сканирования текста, и более стационарный сканер визитных карточек. Не пошло. Но даже самые хорошие устройства устаревают через два, максимум три года. У меня есть специальная коробка, куда я складываю то, что не работает (для меня), и то, что безнадежно устаревает. Туда отправились служившие мне верой и правдой и Psion, и Palm, и Treo, и многочисленные ZIP-устройства, и электронная читалка Kindle. Однажды я даже думал сделать домашний музей гаджетов — нельзя смотреть без улыбки на те устройства, которые казались верхом совершенства еще 10–15 лет назад, — но пока руки не дошли.