В Сингапуре «Формула 1» превратилась в национальный фестиваль, и гонки — не единственное, ради чего стоит ехать
Присутствие «Формулы 1» чувствовалось везде. По улицам ездили фургоны с изображениями пилотов, рекламирующих дорогие удовольствия. Афиши зазывали на концерты серии F1 Rocks. Редко когда Сингапур сталкивался с таким наплывом звезд: Гвен Стефани, Black Eyed Peas, Бейонсе, восставшие из пепла Backstreet Boys, азиатские певцы, с десяток артистов поменьше прибыли сюда на музыкальный фестиваль в честь Grand-Prix, их портреты висели буквально на каждом столбе.
Все вместе называлось Singapore GP Season и включало в себя длинный список развлечений. Сингапур лихорадило от вечеринок и толпы наводнивших его международных бездельников. Каждую ночь шампанское разливалось в тысячи бокалов в дюжине клубов: от официального Amber Lounge, который перемещается с гонщиками вокруг света, до местных достопримечательностей вроде Supper Club и клубов менее известных, но не упускавших возможности урвать для себя кусочек славы «Формулы 1». Накануне Supper Club устраивал вечернику с Линдси Лохан: она приехала в Сингапур вести концерты и была освистана на первом же из них, так что бокал-другой ей не помешал. На следующий день на набережной острова Кеппел была вечеринка фестиваля Living In Style, который тоже не прошел мимо автомобильной темы. Аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, в прошлом гонщик и племянник пятикратного лидера «Формулы 1» с тем же именем, вместе с конструктором Горацио Пагани выпускает спортивные авто ручной сборки под маркой Pagani Zonda. Эта пара аргентинцев заключает моторы Mercedes и BMW в корпуса обтекаемх форм, которые количеством изгибов и излишеств сильно напоминают механизмы из фантастического кино. Потрогать эти диковинные машины можно было прямо на набережной.
Преуспевающий Сингапур хорошо знает о том, что такое красивая жизнь. Хороший пример - новая гостиница Сapella на острове Сентоза. Сapella представляет собой колониальный офицерский клуб, дополненный современным корпусом и виллами по проекту бюро Нормана Фостера. Линии этой архитектуры, выполненной из натурального камня и дерева, так графичны, что она даже в реальности напоминает 3D-модель. В гараже одной из вилл стоят красный Ferrari и Porshe Cayene: некоторые гости живут здесь месяцами. Рядом с машинами надпись: «Остерегайтесь павлинов!» Павлины, оказываются, видят свое отражение на полированной поверхности «Кайена», могут принять его за соперника и атаковать.
Несмотря на искушенность сингапурцев в дорогих удовольствиях, их повседневная жизнь бедна развлечениями. Вот почему они готовы терпеть все связанные с гонкой неудобства: перекрытые центральные трассы, шум, от которого не спасают даже беруши, мусор, без которого не обходятся массовые скопления людей — а Grand-Prix в Сингапуре рассчитано на 80 000 зрителей. Конечно, в дни гонки Сингапур становится совсем другим городом — гораздо более расскованным и наполненным событиями. Кажется, что здесь решили изменить к лучшему имидж государства, не позволяющего вольностей. Конечно, это не относится к наркотикам (за их распространение по прежнему смертная казнь) и расизму (в прошлом году арестовали блоггера за некорректные комментарии), но в целом создается впечатление, что Сингапур становится все более свободным. Здесь долгие годы были запрещены азартные игры. И вот, в следующем году Las Vegas Sands Corporation, управляющая помимо прочего такими игорными гигантами, как казино The Venitian в Лас-Вегасе и Макао, открывает комплекс Marina Bay Sands в Сингапуре. Три небоскреба, объединенные под одной крышей с ресторанами, садами и бассейном израильским архитектором Моше Сафди так необычны, что даже в недостроенном виде стали самым фотографируемым объектом города. Нетрудно догадаться, что один из крупнейших залов этого гостинично-торгово-развлекательного центра, завлекающего посетителей лас-вегасским стилем и бродвейскими шоу вроде “Короля-Льва”, будет отдан под казино. И хотя до сих пор не ясно, будут ли пускать в казино по сингапурским паспортам, начало либерализации положено.
С такими мыслями я пробирался сквозь перекрытый по случаю гонки город в день квалификации на аперитив. Мой путь лежал в Long Bar колониального отеля Raffles, названного в честь основателя Сингапура и занимающего практически целый квартал. Остановившись у светофора, я обнаружил на асфальте пару окурков, и заметил, как двое граждан перешли дорогу на красный свет прямо на глазах у полицейского. У входа в тоннель под эстакадой был прикреплен знак с зачеркнутым изображением велосипедиста. Надпись гласила: «Штраф 1000 сингапурских долларов» (около 21 000 рублей). Мимо знака без всякого стеснения проехал велосипедист. Это окончательно убедило меня в том, что Сингапур сегодня совсем не тот город запретов, который многократно описан в туристических гидах.
Кафельный пол Long Bar как снегом был густо посыпан арахисовой скорлупой. Посетителей сюда манили две вещи: изобретенный здесь почти сто лет назад коктейль Singapore Sling и возможность безнаказанно мусорить, поощряемая сотрудниками бара бесплатными мисочками с арахисом. Высокий стакан со сладковатым, обманчиво лишенным привкуса алкоголя коктейлем, красовался на девяти из десяти столиков бара. И десять из десяти посетителей азартно сбрасывали скорлупки на пол.
На втором этаже музыканты привычно играли джаз, как вдруг оглушающая волна звука с улицы проникла в помещение и накрыла собой все. В метрах ста от бара начался невидимый для нас квалификационный заезд «Формулы 1». Отчаянно ревущие моторы не оставляли сомнений: на завтрашней гонке без берушей делать нечего.
«Наборы для выживания», включавшие в себя пару берушей и пончо на случай дождя, продавались у каждого из входов в зону трибун. Дождь — не повод отменять соревнования. Как зрители запасаются дождевиками, механики болидов — специальными шинами. Дождя, однако, не случилось, и заезды начались ровно в 20:00. Singtel Singapore Grand-Prix — это единственная гонка цикла, которая проводится после захода солнца. В тропическом Сингапуре это залог комфорта для зрителей, но дело не в комфорте. Дело в прямой трансляции, которая должна проходить в удобное для европейцев время.
Гонку проводяит не на специальном треке, а прямо на улицах города, и в этом ее вторая особенность. Трасса обнесена барьерами безопасности, а яркое освещение делает ее светлой, как днем. Именно с этой трассой был связан самый громкий скандал последнего времени: авария болида команды RBR-Renault в 2008м, когда Сингапур был впервые включен в календарь «Формулы 1». Управляющий команды Флавио Бриатторе, известный своей работой на Benetton, брендом Billionaire и романами с Наоми Кэмпбелл и Хайди Клум, винил во всем качество трассы. Однако позже пилот болида Нельсон Пике-младший признался, что авария была подстроена, чтобы добавить очков первому пилоту команды Фернандо Алонсо. Это выяснилось как раз накануне сингапурского этапа 2009. Скандал стоил Бриаторе пожизненной дисквалификации, впрочем, неутомимый Флавио не теряет надежды на апелляцию. И в этом его поддерживает президент «Формулы 1» Берни Экклстоун.
Скандалы сопровождают «Формулу 1» постоянно. Часто они связаны со сменой правил. Бурю протестов, к примеру, вызвала инициатива дирекции снизить годовой бюджет команд до ?40 млн, при том, что гиганты типа Ferrari тратят в год больше ?300 млн. Действительно, скромность «Формуле 1» не к лицу: это все же витрина последних достижений автомеханики — и сладкой жизни в том числе.
Что можно увидеть, сидя на самой лучшей трибуне? Смазанный след от проносящихся болидов, не больше. Гонку удобнее наблюдать на огромных мониторах, расставленных так, чтобы зрители не теряли нить действия. Здесь видно все: и слаженную работу механиков, переобувающих резину болидов, и моментальную заправку бака горючим, и попытки обгона, и аварии в замедленной съемке. То же самое, что и во время трансляции по ТВ. Присутствие на треке, правда, дает физическое проживание процесса, с его звуками и запахами, с масштабом трибун, вертолетами, снимающими панораму с воздуха, и кораблями, застывшими в поисках удачного ракурса на реке.
Сингапурский этап идеален для тех, кто, как я, приехал на «Формулу 1» впервые, и только начинает разбираться в тонкостях командной борьбы, пытается вникнуть в многочисленные, постоянно меняющиеся правила. В отличие от маленького Монте-Карло, это город, в котором гостиничных номеров хватит на всех зрителей, а количество концертов, выставок и вечеринок, приходящихся на уик-энд заезда, таково, что даже в случае разочарования в «Формуле» скучно не будет. Если сравнить гонки «Формулы 1» с грандиозным шоу вроде Cirque Du Soleil, отправляющимся во всемирное турне, Сингапур будет идеальной площадкой для его просмотра.
Сейчас, когда итоги года подведены последним этапом, гонкой в Абу-Даби, «Формула 1» делает перерыв до марта. В новом сезоне будут выступать уже не 10, а 13 команд, и не на семнадцати, а на 19 треках. А значит, будет потрачено еще больше денег и прольется еще больше шампанского. Везде, кроме Бахрейна, в которым во время чествования пилотов финальное обливание шампанским Mumm меняют на имитирующую алкогольный напиток шипучку — по религиозным соображениям.
О расписании «Формулы 1» в сезоне 2010 года можно узнать на сайте http://www.formula1.com
Портреты
Шоппинг здесь – национальный спорт, поэтому открытие очередного роскошного шоппинг-молла ION Orchard, приуроченное конечно же к Grand-Prix, - событие, на котором присутствует премьер-министр. В фойе – выставка арт-объектов в виде реплик болидов. Этажом выше, в Opera Gallery, продающей картины Шагала, Бюффе и Дали – выставка бразильца Ромеро Бритто, который в запоминающейся поп-артовой манере рисует и лепит жизнерадостные объекты. Особенно ему удаются сердечки, рыбки и собачки («Мои работы есть в коллекции вашей певицы Глюкозы, - признается художник. – Я был на ее свадьбе».) Но здесь он потому, что в такой же яркой, наивной и детской манере изобразил пилотов «Формулы 1».
Перелет
Отстегните ремни безопасности
Накануне поездки в Сингапур выясняется, что все билеты на прямые рейсы проданы, включая все классы обслуживания. В такой ситуации лучше варианта, чем перелет Emirates с пересадкой в Дубае, не представишь. Не смотря на многочасовой путь, на борту доступно такое количество развлечений (одних кинофильмов – 100), что время проносится незаметно. «А когда самолет наберет высоту и погаснет табло «пристегните ремни», вы сможет включить свои мобильные и разговаривать по ним», - сказала стюардесса бизнес-класса. В ответ на мой удивленный взгляд, она добавила: «Да, это Emirates», - и сделала книксен.
www.emirates.com