К началу судоходного сезона Андрей Бойко и Виктория Струц выбрали три интересных и неисхоженных яхтенных маршрута
Из Петербурга на север
Где: Финляндия, Швеция, Норвегия
Когда: навигация благодаря Гольфстриму длится с мая по сентябрь. Идеальный же месяц для путешествия — июль, в это время держится наиболее мягкая погода и нет досаждающего комарья. Интересный опыт — морские переходы в белые ночи
Направление доступно для судовладельцев, живущих в средней полосе России, — можно обернуться за неделю. Восьмичасовой переход из Санкт-Петербурга до Хельсинки на любой лодке от 50 футов можно одолеть на одной заправке. Дальше начинаются архипелаги, шхеры и фьорды, из-за которых и стоит идти в Скандинавию. Живописно изрезанная береговая линия, невероятно высокие отвесные скалы, глубокие воды (порой кажется, что эхолот просто сломался), дикие хвойные леса сильно отличаются от привычных средиземноморских пейзажей. Условия судоходства во фьордах практически озерные: как бы ни бушевало море, шторм всегда остается снаружи. Переход из одного фьорда в другой не превышает 4–5 часов. Навигация сложна. В любом узком проходе между шхерами фарватеры обставлены. И все равно нужно быть крайне внимательным: любое неверное действие — и тут же окажешься на камнях.
Инфраструктура: Яхт-клубов в скандинавских странах немного. Зато хорошо оборудованные марины есть практически в каждом прибрежном поселке. Большинство рассчитано на маломерные суда. Для стоянки больших яхт доступны и большие порты, где швартуются ледоколы и трансокеанские лайнеры. Прямо на стенке пирса обычно написан телефон харбор-мастера, который сообщит номер свободного причала или лично проводит к месту стоянки. Стоит это смешных денег, электричество и вода — по запросу. Прибрежная инфраструктура вне больших городов развита не очень хорошо: до хорошего ресторана добираться придется, скорее всего, часа два, а то и больше. Главным гастрономическим специалитетом, бесспорно, считаются морепродукты. Но и мясо вне всяких похвал. Стоит попробовать местную оленину.
Путь к Атлантике
Где: южный берег Великобритании
Когда: круглый год. Главное достоинство места — океан и всегда гарантированный ветер
Великобритания хорошо знакома многим российским яхтовладельцам — ведущие судостроительные бренды базируются как раз в этой стране. Из Англии в Россию маршрут накатанный, многие купившие лодку отправляются на ней домой вместе с перегоняющей командой. А вот в обратном направлении ходят редко. Этот маршрут лучше подойдет тем, кто увлекается парусным спортом — в Великобритании он сильно развит, в каждом прибрежном местечке есть яхт-клуб. Эпицентр событий — остров Уайт, Мекка парусного спорта. Здесь проводится бесчисленное количество регат, от многодневной Cowes Week до соревнований яхт одного производителя, например Swan. На самую известную из них — Round the Island Race, проходящую с 1930 года, каждое лето собирается почти по две тысячи вымпелов. Если заранее отправить заявку, можно стать одним из участников. Не только яхтсмены, но и владельцы моторных судов смогут совершить по Великобритании интересное четырехдневное путешествие. Это стоит сделать хотя бы для того, чтобы подняться по Темзе до самого Лондона. Река полноводна, приличных стоянок с гостевыми местами в окрестностях достаточно.
Инфраструктура: Марины на острове Уайт большие и комфортабельные, хотя яхт-клубы представляют собой большей частью закрытые заведения. Городки Каус, Ярмут, Кэлбурн — типично портовые, там нет изысканных ресторанов и шикарных сетевых отелей, зато есть отличные пабы и уютные маленькие гостиницы.
Огибая Францию
Где: Бискайский залив
Когда: с мая по сентябрь
Пролив Ла-Манш, как и Гибралтар, Дарданеллы, Панама, Суэц, не говоря уж о мысе Горн, принад-лежат к числу культовых морских мест, побывать в которых нужно хотя бы раз в жизни. На путешествие в этом регионе лучше выделить пару недель и идти вдоль побережья не спеша, с обстоятельными остановками. Стоит учитывать, что пройти Бискайский залив на яхте длиной до 30 м на одной заправке не получится — не хватит запаса хода. Есть и другая опасность — «отведать» Атлантики. Бискай — открытый, ничем не сдерживаемый океан, так что волны в штормовую погоду (меняется она стремительно) могут достигать шестиметровой высоты. Вода прохладная, не для купания, приливно-отливные течения довольно мощные. Если южнее широкого устья реки Жиронды Серебряный берег представляет собой широкий пляж с песчаными дюнами, то по мере приближения к Пиренейскому полуострову, где конечным французским портом будет Биарриц, ландшафт больше напоминает горную часть Крыма. Роскошные виллы, переделанные в отели, бархатный климат и бальнеологические курорты привлекают путешественников со всего мира.
Инфраструктура: Весь французский берег, будь то Нормандия, Бретань или Кот д’Аржан, отличается хорошей яхтенной инфраструктурой. В крупных городах марины очень просторны. Две крупнейшие — Moulin Blanc Marina в Бресте на 1460 мест, Les Minimes в Ла-Рошели — на 3660. Если все пирсы будут заняты, хорошую стоянку всегда можно найти в каком-нибудь соседнем городке. С гастрономической точки зрения маршрут представляет большой интерес. Главный предмет гордости нормандцев — 32 вида сыра и кальвадос. А Бретань славится устрицами.