Пол Смит приглашает в Лондон блошиных рынков, уютных пабов и парков, где водятся белки и кролики
Меньше всего офис Пола Смита похож на место, где работает дизайнер модной одежды. О том, что здесь придумывают костюмы, не говорит практически ничто. Разве что вешалка в прихожей. Офис занимает целый дом в театральном районе Лондона на улице Кин (Kean Street), названной в честь великого трагика XIX века, недалеко от Ковент-Гарден, на сцене которого тот сыграл свой последний спектакль. Находиться в сердце театрального района — лучше не придумаешь для такой марки, как Paul Smith: при всем уважении к классике она всегда была достаточно эклектична, игрива и театральна.
Вывески нет. Поднимаюсь на верхний этаж на лифте и оказываюсь в просторном, метров 40, кабинете сэра Пола. Все стены заняты полками, плотно утрамбованными книгами. Книги в основном крупноформатные, они здесь всюду, даже на полу и подоконниках, вперемешку с подарками, курьезными вещицами и фигурками кроликов.
В дверном проеме замечаю движение: сэр Пол, стараясь сохранить равновесие, идет по коридору с очередной книгой на голове. Пока хозяин офиса проявляет чудеса балансировки, я вместе с его пресс-секретарем Сэди продолжаю разглядывать подоконники, на одном из которых обнаруживаю бутылку водки «Русский стандарт». «Ее мне привезли в подарок», — с ходу объясняет незаметно появившийся хозяин. «А эту я сам привез из Москвы, — он достает из пакета другую бутылку того же «Стандарта». — Скажите как специалист, какая из них лучше?» Теперь у Пола Смита есть возможность вникнуть в эти нюансы самостоятельно: в конце октября в ГУМе откроется его первый российский бутик.
Об отдыхе
Я только что вернулся из отпуска, отдыхал в Тоскане и на Сардинии. У меня есть дом в Италии рядом с Флоренцией, я купил его 20 лет назад. Не люблю шумные вечеринки, стараюсь быть как можно более незаметным. Мой дом маленький, деревенский, находится в уединении, никто о нем не знает. А вообще я путешествую примерно семь месяцев в году, но в основном по работе.
О своем переезде в Лондон
Как вы, возможно, знаете, мой родной город — Ноттингем, но в Лондон я переехал уже много лет назад. А моя жена родилась здесь. Мы сперва решили жить в Ноттингеме, но потом она стала ужасно скучать по Лондону. Замечательно, что она подтолкнула меня к переезду, потому что в Ноттингеме я слишком комфортно себя чувствовал. Когда я впервые приехал в Лондон, меня никто не знал, и это заставило меня сражаться за место под солнцем. Лондон открыл для меня новые горизонты. За это я его и люблю.
О туристических местах
Впервые я попал в Нью-Йорк в 1974-м и сразу же отправился к Empire State Building, в Центральный парк, Рокфеллер-центр. Так что если вы в Лондоне впервые, пойти на Трафальгарскую площадь — это правильное решение.
Об эклектике
Но если вы были здесь уже несколько раз, начинаете ценить менее известные, не такие броские места, как музей сэра Джона Соуна (Sir John Soane’s Museum), — он был архитектором, коллекционером, путешественником. Если вы придете в его дом, где сейчас музей, то обнаружите множество диковин, статуй, причудливой мебели. Весь дом сделан по необычному проекту, по его собственной прихоти. У меня эклектичный вкус, я люблю это место. Если вы попадете в музей Джона Соуна, то окажетесь рядом с Ковент-Гарден, Национальной портретной галереей и музеем дизайна, где сейчас прекрасная выставка, посвященная гоночным автомобилям Formula 1. Отличный повод исследовать целый район.
О главном правиле путешественника
Не нужно пытаться увидеть весь Лондон сразу. Я недавно был в Мехико и попросил водителя свозить меня в одно место, а потом в другое и третье. А он мне ответил, что можно потерять весь день, даже если проехаться только по двум местам этого маршрута. Главное, спланировать все так, чтобы места, которые вы хотите посмотреть, были на расстоянии пешей прогулки, и гулять себе спокойно.
О прогулках
Рынок на Портобелло-роуд (Portobello Road) с его развалами антиквариата, диковин и старой одежды — очень интересное место, он восхитителен, особенно по субботам. Рядом есть замечательные парки, например Холлэнд-парк (Holland Park) рядом с Ноттинг-Хилл-гейт (Notting Hill Gate). Если у вас есть несколько дней, один из них стоит целиком провести в районах Ноттинг-Хилл и Кенсингтон. В Холлэнд-парк до сих пор бегают кролики и белки, и кажется, что вы находитесь за городом. Там чудесная кофейня в 10 минутах от Ноттинг-Хилл-гейт, очень приятные пабы, один называется Windsor Castle на Кэмпден-Хилл-роуд (Campden Hill Road), там есть садик, домашнее пиво и типично британская еда — сосиски с пюре, ростбиф. Кроме того, рядом с Портобелло-роуд много приятных магазинов и кафе, и если не идет дождь, это отличное место для прогулки.
Об индивидуальности
Сейчас в моих городах, Лондоне и Ноттингеме, преобладают одни и те же магазины — крупные брэнды, такие же, как и в Москве, Париже и Милане. Это разочаровывает, ведь должна быть веская причина, чтобы отправиться в другой город, а зачем путешествовать, если везде одно и то же? В Лондоне было много замечательных бутиков, кафе, ресторанов, принадлежавших частным владельцам, а теперь на их месте можно увидеть десятки кафе Starbucks и других брэндов, таких же, как и везде. Мне жаль, что уходит индивидуальность. Думаю, что Париж до сих пор сохранил свой характер, потому что там много ограничений по аренде. В этом городе все еще можно найти потрясающие чайные, магазины деликатесов, арт-галереи, которых в центре большинства других городов уже не осталось из-за слишком высокой арендной платы.
О пользе платы за въезд в центр
В Лондоне есть приятный район рядом с рынком Смитфилд (Smithfield Market), особенно он хорош по пятницам и субботам. Кроме самого рынка, там много интересных магазинчиков (смесь барахолки с магазинами новых дизайнеров, переходящая в индийский квартал. —А. К.). Поскольку у нас ввели плату за проезд в центр города, территории, еще более удаленные от центра, чем эта, например Примроуз-Хилл (Primrose Hill) и даже Уимблдон (Wimbledon), становятся все популярнее.
О контрастах
В Лондоне мне нравятся контрасты. Здесь есть Вестминстерское аббатство, собор Святого Павла, традиционные галереи, но есть еще и большое количество современных зданий. Хороший пример такой смеси — галерея Тэйт Модерн (Tate Modern). Она находится в историческом здании бывшей электростанции, при этом интерьер архитекторы сделали очень современным. В финансовом районе Сити много новых зданий, созданных Ричардом Роджерсом, лордом Фостером — вспомните хотя бы знаменитый дом-«огурец», и все это совсем недалеко от исторических зданий. Это все очень в духе Пола Смита. Когда я создаю свои коллекции, то при всем моем уважении к классике стараюсь привнести туда яркие линии, дополнить необычными аксессуарами, например запонками.
О Тони Блэре
Он наш клиент, но мы не делаем для него ничего особенного. Его стилист приезжает к нам в магазин на Ковент-Гарден и покупает 20 костюмов сразу. Я не уверен, что Блэр носит сейчас только Paul Smith. В начале он выбирал только нас, теперь, думаю, он носит также Burburry и другие марки. А индивидуальные заказы мы принимаем в магазине на Ноттинг-Хилл-гейт на последнем этаже.
О личном пространстве
Я живу в районе Холлэнд-парк. Мой день обычно начинается в 6:30, по утрам я плаваю в RAC, Royal Automobile Club, там очень красивый бассейн. Обычно я провожу весь день в офисе на улице Кин, где работают 160 человек, — все здание принадлежит нам. И это здорово, потому что здесь работают мои ассистенты по дизайну, люди, отвечающие за продажи, прессу, — все в одном месте. Если у меня есть возможность куда-то выйти, особенно в пятницу, я иду на рынок Бороу (Borough Market) рядом с Лондонским мостом. У нас там маленький магазинчик, где мы продаем забавные вещицы плюс джинсы и повседневную молодежную одежду. По пятницам и субботам рядом открыт потрясающий продовольственный рынок. Там продают изумительный сыр, делают чудесные сэндвичи, и атмосфера приятная — неподалеку река. Если у меня есть время на ланч, я иду в Тэйт Модерн или в галерею Уайт Кьюб (White Cube Gallery) в районе Хокстон, где выставляют важнейших из современных британских художников, таких как Трэйси Эмин, Дэмиен Херст, братья Чепмены. Обычно доезжаю за 20 минут на моем Mini, который достаточно проворен, чтобы не застрять в пробке.
О дороговизне
Это дорогой город, если говорить об отелях и ресторанах. Не знаю почему, но это так. Особенно отели. Зато есть много симпатичных небольших отелей. С ходу назову Charlotte Street Hotel, Covent Garden Hotel и еще два помоложе — Sanderson и St. Martins Lane Hotel. Если вы зрелый человек, скорее всего, выберете первые два, если любите все ультрамодное, то вторые. А также Claridges, который очень дорог, но великолепен. Там отличный бар и два ресторана, один из которых, Gordon Ransey’s, всемирно известен и столик в нем нужно заказывать заранее, второй расположен в фойе и идеально подходит для дневного чая. Для повседневных посещений годится ресторан Cecconi’s рядом с Бонд-стрит — там отличные завтраки, обеды, ланчи, и он открыт с утра до ночи. Чудесная еда, не очень дорого, замечательный бар для аперитива в 6 вечера.
О театрах
Если говорить о театрах, то важны, конечно, не здания, а то, что в них происходит. Но Королевская опера (Royal Opera House) по-настоящему изумительна не только репертуаром, она еще и очень красива, потому что была со вкусом отреставрирована года три назад. Там есть отличный ресторан, куда можно зайти перед спектаклем. Можно съесть закуску, потом спуститься на первый акт, вернуться к основному блюду, спуститься на второй акт и подняться к десерту. Ресторан в этом смысле отлично организован. Если вас больше интересуют драматические театры, стоит пойти в Almeida или Donmar Warehouse — они экспериментальные и не такие коммерческие, как большие театры, где играют мюзиклы типа Cats. Еще есть Soho Theater, который продвигает молодых драматургов, очень милый.
О принятии решений
Публичные компании все время должны расти — акционеры требуют больших продаж, поэтому за линией одежды обычно следует парфюмерия, солнцезащитные очки и так далее. Я сам владею своей компанией, и в восьмидесятые–девяностые многие хотели подтолкнуть меня к производству мебели, телефонов, машин — и я всегда отвечал «нет», потому что не чувствовал себя уверенно. Когда ты работаешь с мягкими материалами, ты за час можешь скроить и сшить то, что придумал. А с твердыми — часами, очками, мебелью — процесс длиннее, он более сложный. Для часов нужно сделать шаблон, проработать детали, понять пропорции, быть уверенным в надежности механизма, здесь нет той легкости и игры, которая возможна в одежде. Люди, с которыми у меня получились совместные проекты, исходили не из бизнес-расчета. Я делаю ковры, но, знаете, мои партнеры — просто муж и жена, очень приятные люди, а не какая-то большая компания, так что это не было денежным решением, это было решением, основанным на конкретных людях. С парфюмерией так сложилось, что моим партнером опять же стала небольшая компания и ко мне на переговоры пришли не маркетинговые менеджеры, а сам хозяин, и мы с ним прекрасно договорились. Да, это правда, что я двигаюсь в разных направлениях, но для меня это всегда глубоко личное решение, а не то чтобы я старался из всего выжать максимум денег.
О кроличьих ушах
Много лет назад я понял, что кролик — это талисман Paul Smith. Кролик стал символом марки, он приносит удачу, у меня много фигурок кроликов, их присылают каждый день. Поэтому мы выпустили линию джинсов, которую назвали Red Ear, красное ухо. Кроличьи уши принесли удачу этим джинсам (уши прострочены красной ниткой на заднем кармане. — А. К.), они стали популярны.
О cмеси культур
В районах Холлэнд-парк, Кенсингтон, Найтс Бридж, Белгрэвиа теперь живет много русских. Но много и людей из других стран — американцев, французов, азиатов — я думаю, последних сейчас в Лондоне вообще одна пятая. Это мультикультурный город, и это особенно хорошо для еды: у вас всегда есть отличный выбор национальной кухни.