К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На широкую ногу


Классические кроссовки сегодня в цене. За редкие экземпляры 1980-х годов фанаты готовы платить десятки тысяч долларов

В прошлом феврале на конкурсе коллекционеров кроссовок в Денвере ЮМинь Ву увидел у одного из участников пару Nike Air Jordan I. Зрелище впечатляющее, ведь это легендарные баскетбольные кроссовки. А коллекционеры вроде Ву многое готовы отдать за пару хорошо сохранившихся оригинальных моделей. Но эти были особенными: из черной кожи, с золотистой найковской «загогулиной» и джордановским логотипом «крыло». К тому же сделаны на заказ — они никогда не поступали в розничную продажу.Так что эти кроссовки еще и живое воплощение легенды.

«В мире существует всего десять пар таких кроссовок,— говорит Ву.— Причем лишь про две из них известно, где они находятся».Приятель Ву делает снимок. «Говорят, нынешний владелец заплатил за них $35 000». Тридцать пять тысяч за кроссовки,которым 20 лет? «Нет, это не безумие, — пожимает плечами Ву.— Он — настоящий коллекционер».

Для множества коллекционеров по всему миру пара кроссовок из ограниченной серии уважаемого брэнда — трофей,за который стоит побороться.Возьмем,к примеру,кроссовки Converse Chuck Taylor 49-го размера,в которых легендарный баскетболист Уилт Чемберлен в 1962 году установил рекорд попаданий за одну игру.В 2000 году они были проданы на аукционе Sotheby’s за $55 000. А пара именных футбольных бутс Adidas Predator,в которых Дэвид Бекхэм выступал за Manchester United в сезон 1997–1998, были проданы в том же году на Christie’s за $24 000.

 

На частных интернет-аукционах винтажные кроссовки двух самых популярных у коллекционеров брэндов, Adidas и Nike, стоят тысячи. Но и новые кроссовки из ограниченных серий могут вызывать у коллекционеров не меньший энтузиазм. На интернет-форумах фанаты часами обсуждают даты релизов. А в Токио и Гонконге, помешанных на спортивной обуви, за несколько недель до поступления желанной модели в продажу люди даже разбивают около спортивных магазинов палатки. С прилавков сметают все:кроссовки баскетбольные, теннисные,скейтерские. Многие из них вообще никогда не будут надеты, поскольку кроссовки в идеальном состоянии ценятся дороже.

У Ю-Минь Ву есть сайт, посвященный кроссовкам и нью-йоркской городской культуре, его коллекция насчитывает 200 пар. В ней преобладает выполненная в различных цветовых гаммах популярная модель Nike Air Max, впервые появившаяся в 1987 году. А у Ваза Сарвара, владельца лондонского сайта crookedtongues.com,— 250 пар и специальное помещение для их хранения.

 

В чем же причина этой одержимости? Для большинства кроссовки — прежде всего память о 1980-х. О времени, когда звезды вроде баскетболиста Майкла Джордана, режиссера Спайка Ли и рэперов Run DMC превратили кроссовки в непременный атрибут каждого, кто хотел выглядеть круто.

«Да, кроссовки — предмет ностальгии,— соглашается Крис Видал,сотрудник комиссионного магазина Flight Club, расположенного в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж. — Люди приобретают кроссовки как памятную вещь». За первые полгода существования магазина одновременно с увеличением числа коллекционеров выросли и цены на рынке кроссовок.На сегодняшний день уникальные модели в идеальном состоянии находят покупателей довольно быстро.

«Кроссовки хранят воспоминания. Когда мы вырастаем, они напоминают нам о том, какими мы были в юности», — говорит Видал, разглядывая одну из бесценных моделей Nike, укрытую стеклянным колпаком,словно музейный экспонат. Рядом выставлены преимущественно «джордансы» да еще несколько пар из серий Dunk и Air Force 1.Цены на них колеблются от $500 до $600.На рынке предпочтение отдается баскетбольным кроссовкам, особенно серии Nike Air Jordan. Из них наиболее ценными являются винтажные «джордансы» 1980-х годов. Лэни Брю, знакомый Видала, коллекционирует только самые дорогие кроссовки. Лэни — счастливый обладатель шести пар Air Jordan I 1985 года. В его коллекции из трехсот с лишним пар представлены только кроссовки Nike. Брю, словно сыщик, находит редкие модели в никому не известных магазинах.По его словам,эта мания началась в 1985 году, когда ему было 10 лет.На Рождество он мечтал получить только что вышедшую модель Air Jordan I,но родителей смутила цена — $75, и они разбили ему сердце, подарив более дешевую пару. «И во мне будто что-то перевернулось,— говорит Лэни.— С тех пор я хотел,чтобы у меня были лишь самые лучшие кроссовки».

 

Брю предпочитает винтажные Nike и кроссовки из повторных релизов ретромоделей,которые сегодня встречаются так же редко,как и настоящие.Впервые компания Nike сделала повторный релиз в 1994 году,выпустив на рынок точные копии ранних моделей Air Jordan. Adidas, Puma и Vans последовали ее примеру. Сейчас они ограниченными сериями делают копии ретро-моделей,которые можно приобрести только в модных бутиках. Коллекционеры со стажем стараются купить сразу как можно больше пар:о дну для коллекции,вторую для носки,третью для перепродажи по цене,которая окупит стоимость изначальной покупки.

Alife Rivington Club — один из лучших магазинов, продающих кроссовки из ограниченных серий новых релизов. Расположен этот бутик в тихом районе восточной части Манхэттена. Вместо вывески — лишь металлическая табличка, рядом с запертой дверью — звонок. Попав внутрь, покупатели оказываются в небольшом зале, где на полу красный ковер,на потолке медные люстры,на стенах, обитых кожей, висят подсвечники, а на эффектно освещенных деревянных подставках покоятся редкие модели кроссовок — в основном Nike и Adidas.

Бутик Alife Rivington Club открылся четыре года назад. За время его существования совладелец магазина Тони Аркабашио повидал огромное количество самых разных ценителей спортивной обуви. «Большинство из них — заправские модники с хорошими доходами,— говорит Тони, — богатые наследники и ребята,которые работают как безумные, чтобы иметь возможность каждую пятницу покупать себе новую пару кроссовок на уикенд». За ними идут тридцатилетние, выросшие на уличной культуре 1980-х — хип-хопе, граффити и брейкдансе. «Для них такая покупка — воспоминание о временах, когда им хотелось каждый вечер надевать новую пару.А если не хватало денег на новые кроссовки, можно было просто вдеть шнурки другого цвета. Если для молодых коллекционирование — это бизнес,то люди старой школы покупают кроссовки для души».

Лэни Брю полностью подходит под это описание. Если спросить его о той паре, которую Ю-Минь Ву заметил в Денвере, он лишь печально улыбнется. Да, он тоже их видел.И даже торговался на аукционе с их нынешним владельцем. «Это легендарные кроссовки, — вспоминает Брю. — Таких существует всего пар десять. Или двенадцать». Точно не знает никто.А правда ли, что владелец заплатил за них $35 000? Брю сомневается, что так много. Но он знает, что сейчас эта пара ценится намного дороже. «Сорок пять тысяч долларов,— говорит Брю.— Если найдется кто-нибудь, кто готов столько платить».

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+