Зачем Федору Конюхову в кругосветном полете на воздушном шаре часы Breitling Emergency II.
Российский путешественник Федор Конюхов совершит кругосветное путешествие на воздушном шаре. Перелет по маршруту длиной 33 000–35 000 км намечен на вторую половину июня и начало июля. Для старта и финиша выбрана Австралия. В отличие от героев книги Жюля Верна, чье путешествие на шаре длилось 5 недель, Конюхов намерен справиться менее чем за 2 недели: он делает ставку на современные технологии, материалы и системы обеспечения.
Редкая птица
В истории было лишь два успешных перелета вокруг света на воздушных шарах. В марте 1999 года швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайн Джонс на шаре Breitling Orbiter 3 смогли это сделать с третьей попытки и провели в воздухе почти 20 суток. Экипаж выбрал северный маршрут длиной 40 000 км, со стартом в горах Швейцарии и финишем в пустыне Египта. В июне 2002 года американец Стивен Фоссетт с шестой попытки смог облететь вокруг света в одиночку. Ему потребовалось 13 дней, 8 часов и 33 минуты. Он выбрал южный маршрут: стартовав и финишировав в Австралии, Фоссетт преодолел 33 000 км. Оба воздушных шара был спроектированы и созданы английской компанией Cameron Balloons. Она же создает и воздушный шар «Мортон» для Федора Конюхова.
Конюхов намерен справиться с южным маршрутом быстрее Стива Фоссетта. Однако, как сказал Дон Кэмерон, основатель Cameron Balloons, если Федор сможет совершить кругосветный полет с первой попытки — это и будет самый большой рекорд.
Шар летит с максимальной скоростью 300 км/ч. Во время полета Конюхову придется спать всего 4 часа в сутки, урывками по 30–45 минут. Очищать ото льда горелки и переключать баллоны ему нужно будет на высоте от 4000 до 10 000 м (выше 5000 м — с использованием кислородной маски), на скорости 100–200 км/ч и при температуре воздуха –50 градусов.
Для такого длительного перелета создана двухуровневая конструкция шара, сочетающая использование гелия и солнечной энергии: только на горячем возду- хе облететь вокруг света без оста- новок невозможно. Карбоновая гондола для пилота оборудована люком и смотровым окном, под днище установлены два киля и плавучий якорь на случай посадки в океан. Это похоже на спасательную шлюпку с автономностью до 7 дней.
«Я был вдохновлен кругосветным перелетом Breitling Orbiter 3 и почти двадцать лет мечтал повторить этот проект, — признался Федор Конюхов. — Я рад, что Breitling поддержал идею российского кругосветного перелета и выступит в качестве официального хронометриста полета».
Сигналы точного времени
С собой в полет Конюхов берет часы со встроенным двухчастотным радиолокационным маяком Breitling Emergency II. Они способны посылать сигнал SOS в любых условиях. Для этого в часы встроена специальная антенна. Ее две выдвигающиеся секции помещаются в нижней части часов и разворачиваются вручную. Развертывание антенны автоматически активирует передатчик.
Сигналы передатчика воспринимаются международной спутниковой системой аварийного оповещения Cospas-Sarsat (аварийный сигнал для спутников 406 МГц и сигнал для поисковых и спасательных служб 121,5 МГц). Так что этот небольшой маячок (вес часов без ремешка 140 г) способен спасти жизнь путешественника-экстремала в любой чрезвычайной ситуации, будь то на земле, на воде или в воздухе: соответствующие соглашения заключены со спасательными службами разных стран. На это, к слову, понадобилось времени ненамного меньше, чем на производство самих часов.
Разработка такого двухчастотного передатчика специально для Emergency II была серьезной технической задачей: сложность заключалась прежде всего в размерах, позволяющих использование его в наручных часах.
Но Breitling Emergency II не только прибор для выживания — это еще и многофункциональный хронограф с сертификатом хронометра COSC. Механизм Breitling Caliber 76 с термокомпенсацией SuperQuartzTM (он в 10 раз точнее обычного кварцевого) обеспечивает работу хронографа с точностью до 1/100 секунды. Здесь есть аналоговый и цифровой ЖК-дисплеи на 12 и 24 часа, многоязычный календарь, таймер, второй часовой пояс, шкала компаса. И, что еще важно, индикатор остатка заряда в перезаряжаемом аккумуляторе. Корпус диаметром 51 мм сделан из титана, любимого авиаторами металла, прочного, легкого и устойчивого к магнитному полю и коррозии. Часы посажены на каучуковый ремень или на титановый браслет.