Главный дизайнер часов Bulgari — о взаимосвязи мужского и женского, рационального и эмоционального, механизмов и гаджетов.
Фабрицио Буонамасса Стильяни закончил высшую школу индустриального дизайна ISIA Roma и работал в автомобильной отрасли. Сейчас он возглавляет центр дизайна часового департамента Bulgari. Эта итальянская компания теперь серьезный игрок не только ювелирного, но и часового рынка. Производство часов находится в Швейцарии, компания самостоятельно делает механизмы, корпуса, циферблаты и браслеты. Выпускает сверхсложные модели, например Tourbillon Carillon с удивительным качеством звука или самые тонкие в мире часы с турбийоном Octo Finissimo Toubillon.
Мы беседуем с Фабрицио в бутике Bulgari в ГУМе — первом собственном бутике марки в Москве. В марте на Кузнецком Мосту открылся второй бутик Bulgari.
Как компании удалось совершить такой рывок в часовой сфере?
Мы смогли соединить итальянскую культуру со швейцарской точностью и вниманием к мельчайшим деталям. Компания развивает одновременно несколько линий: Octo, Bulgari-Bulgari, Diagono, Serpenti, Lvcea, Diva. Мы поддерживаем разные тренды: формальные часы, ювелирные, с усложнениями. Постоянно эволюционирует наша узнаваемая женская линия Serpenti. А Octo — не только самый тонкий турбийон, но одни из самых сложных в техническом смысле часов.
Было заявлено, что форма Octo вдохновлена архитектурой одной из римских базилик. Как такие идеи инкорпорируются в часовой дизайн?
Bulgari традиционно вдохновляется геометрией. Форма Octo создана наложением круга и квадрата. В итоге мы получили октагональную форму корпуса и круглый безель. Вы спросите, Почему именно восьмиугольник? Углы квадрата для нас были слишком острыми, нужно было их смягчить.
Над какими часами вы охотнее работаете — над мужскими или женскими?
Это совершенно разные задачи, предполагающие разные решения. Но в обоих направлениях важна преемственность, соблюдение пропорций, наличие узнаваемых кодов. Эмоции от мужских часов вызваны механикой. Мужчины ищут в часах то же, что и в автомобилях, но в миниатюрном варианте. В женских часах эмоции пробуждает прежде всего ювелирная работа и красота камней.
Вы только дизайнер или вам приходится думать как механику и ювелиру?
Дизайнер всегда остается художником, но он обязан уметь конструировать, чтобы предложить объект, пригодный к использованию. Мне нужно знать свойства материалов, чтобы понимать, каким образом можно сделать то, что я задумал. Иногда отправной точкой становятся ограничения: чистые формы и пропорции.
Что вы думаете о популярности connected watch?
В 1975 году мы выпустили свои первые часы с цифровым дисплеем — это была лимитированная серия в корпусе из золота. Цифровые часы тогда были самым горячим трендом. Сегодня такой тренд — connected watch. И мы сделали Diagono Magnesium с чипом NFC. Это часы полностью швейцарского производства с автоматическим калибром, разработанным in house. Они именно механические, поэтому принадлежат к категории люксовых продуктов. Дополнительный чип с системой защиты данных помогает переносить информацию с часов на смартфон, чтобы управлять ею. Это скорее intelligent watch.
Но ведь любые электронные гаджеты требуют регулярного обновления, в то время как механические часы в этом не нуждаются. Как вы будете решать эту дилемму?
Действительно, электронные гаджеты устаревают за год или даже за 6–8 месяцев, но мы как люксовая марка должны были сделать что-то, что не устареет так быстро. Что-то вне времени, как бы парадоксально это ни звучало. Поэтому нужно будет апгрейдить только чип, а не часы. Вообще connected watсh — не самый дорогой продукт, им больше интересуется молодежь. Для нее наш вариант — первый шаг к механическим часам.
А вы сами как относитесь к сonnected wath?
Это немного странная штука: здесь нельзя наблюдать, как работает механизм. Но есть притягательность игры. Я думаю, что дальше будет развиваться дизайн интерфейса, появятся скроллы и тому подобное. Новое поколение, которое играет со смартфонами, захочет так же играть с часами. Это просто другой способ мыслить и существовать.