Когда выходишь на новую работу, то должен сказать непременно нечто важное и торжественное, соответствующее моменту. Поскольку с точки зрения вечности, движения планет и всемирной истории бактерий момент, прямо скажем, не слишком судьбоносный, я поступлю иначе и ограничусь чем-нибудь совершенно не важным и не торжественным. Например, перепишу сюда разрозненные наблюдения за этой жизнью, коль скоро сама эта книжка Forbes носит название Life.
• Итак, мне в прошлом году исполнилось 45 и я впервые почувствовал себя вправе подводить промежуточные итоги. Их нельзя назвать плачевными, но я, честно говоря, ожидал от жизни большего. Не в смысле материальных выгод (хотя и тут все могло бы быть много лучше), а в плане растущего понимания мироустройства. Ей-богу, лет в 17 я знал этот мир гораздо лучше, чем теперь (пусть даже мне так казалось). Из чего я делаю вывод, что постоянное наращивание информации вовсе не приближает нас к истине, но, наоборот, вселяет тревогу и ослабляет нашу веру в себя. Когда-то царь Соломон выразил эту мысль короче и ярче — «во многой мудрости много печали», но я не подозревал, что он окажется так буквально прав.
• Жизнь — это стайерская дистанция. Хотя нам предоставляется всего один шанс, чтобы преодолеть эту дистанцию, важно не выдохнуться раньше времени. В отличие собственно от бега вы не знаете точно, когда именно силы могут отказать вам. Только теперь я понял, что самомотивация — это не разводка HR-ов, позволяющая платить вам меньше, а важная жизненная практика. Не знаю, как для других, но для меня важнейшим средством самомотивации стала хорошая книга (вот может же человек так писать!) или интересный собеседник (он ведь как-то живет!). Слава Богу, моя профессия предполагает постоянное чтение и постоянные встречи.
• Человек слишком много внимания уделяет своему разуму и своему сердцу. Между тем многие происходящие с нами процессы — всего лишь следствие интоксикации никотином, алкоголем или нездоровой тяжелой пищей. Когда-нибудь я подробно расскажу о том, как бросил курить (курил я долго и много). Поверьте, я давно не чувствовал себя таким сильным и здоровым. Это не байка, придуманная фармацевтическими компаниями, впаривающими вам пластырь и прочий треш. Что-то в этом определенно есть. Курение — не слишком полезная привычка.
• Поскольку многословие, порождаемое социальными сетями, весьма обесценивает слово, я бы советовал вам меньше читать пустого и меньше писать того же, но, боюсь, из моих уст такой совет выглядит особенно цинично. Впрочем, я всегда могу оправдать себя тем, что получаю за это хотя бы деньги.
• «Говорить за жизнь» — милая русская привычка, и почему бы в самом деле не обменяться парой ни к чему не обязывающих соображений. Но, вообще-то, не стоит слишком доверять субъекту, который формулирует свои воззрения на жизнь, особенно в журнале. Возможно, ему не пришло в голову ничего другого, чем стоило бы занять эту страницу (по правде сказать, так оно и было).
• Жизнь в России, несмотря на кризис, гораздо лучше, чем еще тридцать лет назад. Многие читатели Forbes со мною согласятся, я уже не говорю про героев этого журнала. Поэтому нам, как всегда, стоит подумать, не куда несется этот мир, а куда именно направляемся мы.