Завод по-итальянски
Итальянская марка bulgari к своему 130-летию вошла в число настоящих часовых виртуозов, заставив потесниться традиционно играющие на этой сцене швейцарские компании.
Мастер сложных и сверхсложных часов? Кто бы мог подумать такое про Bulgari! Эта марка, отмечающая 130-летие и ставшая почти синонимом понятий «ювелирная империя» и «итальянская роскошь», в последние годы стремительно ворвалась в высшую лигу швейцарского часового искусства.
Тому способствовала неочевидная для посторонних глаз, но тщательно продуманная мануфактурная стратегия, в соответствии с которой компания Bulgari создавала то, что эксперты по развитию часовой индустрии называют «вертикальной интеграцией». Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан в 2000 году, когда итальянская корпорация приобрела компанию Manufacture de Haute Horlogerie SA из Ле-Сантье, которой принадлежали часовые марки Daniel Roth и Gerald Genta. Для Bulgari, к тому времени уже уделяющей серьезное внимание направлению мужских часов и, в частности, сложных механических моделей, это было равносильно джекпоту: буквально в один миг в распоряжении итальянцев оказалось современное производство, настроенное на конструирование, разработку и изготовление предельно сложной «механики». Впрочем, это не означает, что в Bulgari сломя голову бросились насыщать часовую коллекцию турбийонами, минутными репетирами и часами с боем Grande Sonnerie. Напротив, они проявили завидное терпение и предусмотрительность. Обе марки, Daniel Roth и Gerald Genta, продолжали более-менее самостоятельную деятельность 10 лет, лишь потом их коллекции были селективно включены в часовой каталог Bulgari (сейчас марки сохранили свои имена в виде названий коллекций). Первой сложной разработкой мануфактуры из Ле-Сантье именно для Bulgari были представленные в 2006 году часы Assioma Multicomplication (автоматический механизм, турбийон, вечный календарь и указатель второй часовой зоны).
В 2005 году Bulgari приобрела фабрику циферблатов Cadrans Design SA в Ла-Шо-де-Фоне (Швейцария) и Prestige d’Or SA, мануфактуру высококлассных металлических браслетов в Сэнлежье (Швейцария), а через три года — производство часовых корпусов Finger SA в швейцарском же Ленгнау. Многие специалисты интересовались в то время в основном перипетиями взаимоотношений компании Bulgari и принадлежащих ей марок Daniel Roth и Gerald Genta, а тот факт, что Bulgari выходит в ранг настоящих часовых мануфактур, способных самостоятельно производить все главные компоненты часов (механизмы, корпуса, циферблаты и браслеты) и собирать готовые модели, явно недооценивался. Впрочем, все точки над i были расставлены, когда в Bulgari объявили о разработке и запуске в производство базового автоматического мануфактурного калибра Solotempo (BVL 191), предназначенного для широкого использования в часовых коллекциях.
Солидная мануфактурная база заставляет нас серьезно относиться к направлению сложных и сверхсложных часов Bulgari: когда практически все делается собственными силами, это действительно впечатляет, да и список сложных часов эффектный. Выдающаяся разработка в арсенале Bulgari — механизм Grande Sonnerie с функцией большого боя, вестминстерским перезвоном четвертей, минутным репетиром и турбийоном. Его используют в качестве базового (хотя это один из наиболее сложных компактных механизмов в истории часового дела): в 2010 году были выпущены часы Grande Sonnerie Tourbillon в корпусе коллекции Gerald Genta Octo, этот же механизм представлен в часах Gerald Genta Magsonic Grande Sonnerie, оснащенных фирменным «звучащим» корпусом с выдающимися акустическими качествами. Один из наиболее сложных вариантов этого механизма был разработан для часов Grande Sonnerie Perpetual Calendar, принадлежащих коллекции Daniel Roth: к нему был добавлен блок вечного календаря с индикацией даты, дня недели, месяца, високосного цикла и фазы Луны — в результате эта модель вошла в первую десятку наиболее сложных наручных часов в мире.
Звучащие часы — одна из наиболее сильных сторон коллекции сложных часов Bulgari. Фирменная технология Magsonic использована также в часах Minute Repeater Commedia dell’Arte: звучание минутного репетира дополнено ярким декоративным циферблатом с движущимися в такт звукам миниатюрными фигурками из итальянской комедии масок. В модели Daniel Roth Carillon Tourbillon использован усложненный за счет добавления турбийона механизм фирменного минутного репетира с кафедральным перезвоном: при бое четвертей вместо обычных звуков «дин-дон» звучат комбинации из трех нот: «до», «ре» и «ми». Все движущиеся устройства механизма — турбийон и молоточки боя — видны со стороны циферблата. Аналогичный дизайн использован при разработке часов L’Ammiraglio del Tempo с минутным репетиром, хронометром и устройством постоянного натяжения. Подобная комбинация устройств применяется чрезвычайно редко: чем сложнее механизм, тем труднее обеспечить хронометрическую точность хода. В этих часах имеется еще одно, искусно скрытое, изобретение — это необычный метод запуска минутного репетира при помощи поворотной детали, выполненной в виде нижнего левого ушка крепления ремешка. Кроме того что это оригинально, в изобретении имеется сильная техническая подоплека, так как новая конструкция помогла обеспечить 30-метровую водостойкость корпуса, и это заслуживает уважения — далеко не все часовщики способны обеспечить водостойкость в часах с минутным репетиром.
На фоне выдающихся часов Bulgari с большим боем и минутными репетирами менее сложные часы могли бы потеряться, но этого не происходит. Тому несколько причин: менее сложные часы либо выполнены на высоком дизайнерском уровне, как, например, фирменные скелетонизированные турбийоны с ручным заводом Tourbillon Lumiere, либо лучше всего из всей коллекции сложных часов подходят на роль повседневных моделей, как автоматические турбийоны Bulgari-Bulgari, либо это ультратонкие часы Octo Finissimo Tourbillon, новейшая разработка. Последняя модель заставляет серьезно говорить о том, что итальянская марка вошла в число настоящих мастеров сверхсложных часов, заставив потесниться на этом поприще исконно швейцарские компании: еще бы, отныне Bulgari принадлежит рекорд по разработке самого тонкого в мире механизма турбийона (всего 1,95 мм!) и самых тонких наручных часов с турбийоном (их толщина составляет ровно 5 мм).
Интервью
Жан-Кристоф Бабен, президент Bulgari
FL Не кажется ли вам, что работа Bulgari в направлении grand complication недооценена?
Согласен. Это действительно наша проблема: мы тратили много сил и времени на разработку таких сложных часов, как L’Ammiraglio del Tempo, но совсем немного на то, чтобы рассказывать о них. Де-факто сегодня Bulgari входит в круг пяти-шести швейцарских мануфактур, способных разрабатывать и производить в собственных мастерских минутные репетиры или механизмы с вестминстерским боем. А если учесть все наши фабрики, мы одни из немногих, кто самостоятельно производит механизмы, корпуса, циферблаты и браслеты. Мы будем рассказывать об этом всем, начиная с коллекционеров и изданий, способных оценить глубину нашего опыта и уникальный характер креативного инженерного подхода.
FL Какие инженерные открытия и дизайнерские находки принадлежат Bulgari в сегменте сложных часов?
Мы очень сильны в области сверхсложных часов, но, как ювелирная марка, дополняем экстраординарность механизмов элегантностью и красотой. Превосходный пример такого подхода — Octo Finissimo Tourbillon с самым тонким в мире турбийоном, представленный в Базеле в этом году. Он завоевал несколько наград в категории сложных часов и продолжает номинироваться, а сейчас находится в процессе запуска в производство. Но я должен упомянуть и женский Berries Tourbillon, где наш мануфактурный механизм с турбийоном дополнен прекрасным ювелирным корпусом. Высокое часовое искусство мы адресуем не только мужчинам — как ювелиры, мы должны позаботиться о дамах!
FL Почему Bulgari решила уделить внимание ультратонким часам, на которых раньше не специализировалась? С какими сложностями пришлось столкнуться?
Ювелирное дело — это красота, эксклюзивность и элегантность. Для мужских часов мы переформулируем так: они должны быть ультратонкими, но с впечатляющим дизайном. Это считается невозможным, так что большинство тонких часов просто круглые. Но Octo Finissimo — совсем другой случай, их дизайн вдохновлен конструкцией потолочных перекрытий римской базилики Максенция. На конструирование механизма с турбийоном толщиной 1,95 мм у нас ушло всего два года. Основной проблемой была разработка деталей размерами 70% от обычных. Кроме того, мы снизили количество деталей, гарантируя сохранение высокой точности хода. Думаю, это одни из самых потрясающих сложных часов, хотя их эстетика кажется очень простой. Мы верим, что у всей линии Octo большие перспективы стать со временем примером легендарного часового дизайна и привлекать горячее внимание на аукционах.
FL Какова дальнейшая стратегия развития Bulgari Horlogerie, включая коллекции высокого часового искусства Gerald Genta и Daniel Roth?
Направления Daniel Roth и Gerald Genta остаются автономными (мы по-прежнему поддерживаем линейку экстраординарных механизмов и дизайнов), несмотря на изменение политики в наименовании часов: с точки зрения перспектив глобального роста логично было объединить все линии названием Bulgari. Большинство нынешних, особенно азиатских, клиентов никогда не слышали имен вышеназванных часовщиков. И наоборот, марка Bulgari считается во всем мире синонимом роскоши и качества, что идеально согласуется с ценностями высокого часового искусства. Bulgari действует, полагаясь на итальянский дизайн и итальянский инженерный гений, примером которого могут служить работы Леонардо да Винчи, а также на уникальные традиции швейцарского часового мастерства, ставшие доступными для нас после приобретения фирм Daniel Roth и Gerald Genta.
Текст: Алексей Кутковой, Окана Бугрименко