К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Время и инвестиции


Инвестиции в роскошные часы — дело молодое, очень непростое, мало предсказуемое и не такое уж прибыльное. Даже удачное вложение будет приносить в среднем 7–10% годовых. Но несмотря на это, все больше людей пытаются сыграть на этом рынке.

В последнее время приобрести сложные модели лучших часовых домов стало непросто. Как правило, все экземпляры строго лимитированных серий оказываются распределены среди счастливчиков задолго до выхода часов в свет. И повинны в этом именно люди, пытающиеся инвестировать средства в часы.

Переоценка ценностей

Еще недавно такую ситуацию было невозможно представить. Корифеи вторичного рынка часов — основатель аукциона Antiquorum Освальдо Патрицци и обладатель лучшей частной коллекции Patek Philippe Массимо Барракка — любят вспоминать, как каких-то 20 лет тому назад скупали под насмешки ювелиров редкие экземпляры сложных часов за смешные сегодня $5000. Причем приобрели они звезды своих коллекций не в какой-нибудь дикой в смысле часовой культуры стране, а в бутиках Нью-Йорка.

Однако с тех пор цены на сложные редкие часы выросли ровно в тысячу раз. Произошло это в том числе и из-за того, что к роскошным часам стали относиться как к престижному аксессуару. С другой стороны, и миф о том, что вложения в часы способны приносить миллионную прибыль, тоже внес свою лепту. Многих загипнотизировала серия аукционных рекордов последних лет: $11 млн за Patek Philippe Graves (Нью-Йоркский аукцион, 1999), $5 млн за Patek Philippe Calibre 89 (Antiquorum, 2004). После этого за 20 экземпляров карманных часов Star Calibre 2000, которые Patek Philippe выпустил в честь начала третьего тысячелетия, развернулась настоящая битва. А коллекционеры стали выступать инкогнито. Часы ныне приходится прятать подальше от завистливых посторонних глаз. При этом принято скрывать не только в каком банке хранятся заветные часы, но и в какой стране банк находится. То, что ныне лучшие экземпляры коллекций приходится прятать, настоящие ценители высокого часового искусства называют самым большим злом.

 

Знание — сила

Впрочем, оставим в стороне карманные часы. Они гораздо сложнее наручных, и, чтобы стать удачливым финансовым игроком на этом рынке, надо быть настоящим экспертом и историком часового дела, разбираться в технологических и конструкционных особенностях спусков и усложнений, знать хронологию открытий, ювелирное дело и пр. С наручными часами все вроде бы куда проще: это касается и механизмов, и цен, и прекраснейшим образом поставленной информации. Но цены на них тоже уверенно стремятся к миллионным высотам. Хотя чему удивляться? Теперь шедеврам часового искусства посвящаются сотни богато иллюстрированных томов, а дотошные эксперты вычисляют, оценивают и подробнейшим образом описывают каждую более или менее достойную внимания модель, профессионально фотографируют. Коллекционирование сводится к формуле «узнал, купил, сохранил, перепродал».

Так что же? Все предрешено, и вкладывать в часы — удел мультимиллионеров и счастливчиков, приближенных к сильным часового мира сего? Нет, все не так плохо, если придерживаться определенных правил и владеть информацией. Конечно, времена тысячекратной прибыли уже никогда не вернутся, но гарантированно застраховать несколько сотен тысяч собственных долларов от инфляции с вероятностью получить через несколько лет бонус еще можно.

 

Красота спасет деньги

Какими же достоинствами должны обладать часы, в которые вкладывают деньги? Как ни странно, они должны быть прежде всего красивыми. Красота способна спасти не только мир, но и деньги. Охотников за редкой красотой всегда будет куда больше любителей эксклюзивного уродства. Красоту часам придают не только уникальные сверхсложные ювелирные техники, но и неожиданные технические находки инженеров, полученные в результате симбиоза технологий — как традиционных, так и новейших. Есть и еще одно немаловажное трудно исчисляемое в деньгах обстоятельство — положительные эмоции. Сами по себе деньги не имеют ценности. Удовольствие и счастье от обладания прекрасными часами — вот что по-настоящему бесценно. Поэтому люди готовы платить за красивые часы огромные суммы, осуществляя вложения в счастье и эмоции.

Деньги желательно вкладывать в уже раскрученный бренд. Тогда инвестиция будет как вклад в большой банк — надежно, но, правда, не с самым высокими процентами. Современные технологии позволяют создавать красивые часы без особого труда. Более того, большая часть продукции новорожденных fashion-брендов может даже дать в этом отношении фору творениям грандов Haute Horlogerie. Но перепродать спустя пять лет часы от раскрученного модельера невозможно даже за первоначальную цену. Великие потому и стали таковыми, что прекрасно понимают ценность бренда в незыблемом, словно египетский сфинкс, часовом искусстве и бизнесе. Они дорожат буквально каждыми достойными часами, которые рождаются в их мастерских. Например, Patek Philippe продает некоторые часы только тем, кто успешно прошел личное собеседование с нынешним президентом компании Филиппом Штерном. Столь же внимательно великие следят и за дальнейшей судьбой своих часов. Почему, скажем, иные скромные 3-стрелочные Patek Philippe уходят в несколько раз дороже сложнейших гениальных IWC IL Destriero Scafusia? А все потому, что Patek Philippe не безразлична аукционная судьба своих детей. Компания стойко торгуется на всех аукционах мира за каждый экземпляр, никогда не позволяя ему упасть в цене ниже определенного уровня.

Страхование рисков

Впрочем, сейчас пристальное внимание своим моделям на аукционах стали уделять и другие компании. Ведь цена, которую люди готовы выложить за часы через несколько десятков лет на аукционе, не только показатель качества, но и лучшее средство ориентации в пространстве и времени для серьезного покупателя. Зайдите на сайт аукционного дома Antiquorum. Там есть специальная услуга: вписываешь в поисковом окне название модели и через несколько мгновений получаешь исчерпывающую информацию о том, когда и за сколько она была продана. После этого составить график роста стоимости модели проще простого. Часовое искусство и бизнес имеют много общего со страховым делом. Покупатель должен быть уверен, что приобретает по-настоящему ценную вещь, за будущее которой он спокоен.

 

Аукцион — это место, где люди голосуют своими деньгами не потому, что кто-то провел удачную рекламную кампанию, а потому, что ценность лота доказана временем. За какие именно часы в прошлом году «голосовали кошельком»? Лидер прежний — Patek Philippe, за ним Rolex, которому на пятки наступают Vacheron Constantin и A. Lange & Sohne. Первыми монобрендовыми аукционами отметились компании Cartier, Omega и Jaeger-LeCoultre. А это очень важный сигнал, поскольку узкоспециализированные аукционы проводятся, только если спрос у коллекционеров на часы той или иной марки выходит за рамки спорадического. Это верный знак того, что компании на верном пути, быстро осваивают уроки Patek Philippe и риск вложения в их продукцию стремится к нулю.

Редкости и ценности

Часы должны не только принадлежать великому бренду, но и обладать таким свойством, как редкость. Речь, конечно же, не о повальном новомодном увлечении Limited Edition и не о часах с турбийоном от не самых авторитетных компаний, для которых уникален сам факт выпуска такой модели. Прибыль могут гарантировать часы вроде Vacheron Constantin Traditionnelle Calibre 2253 Moscow Boutique, выпущенные знаменитым брендом специально для нового российского бутика на Петровке в единственном экземпляре. Равно как и распространенная модель, но сделанная по спецзаказу для какого-нибудь махараджи или нефтяного короля.

Кроме того, редки по своей природе сверхсложные часы вроде Sky Moon Tourbillon от Patek Philippe, специальной версии Royal Oak Grande Complication от Audemars Piguet, очередного турбийона и минутного репетира с жакемарами от Ulysse Nardin, а также сложные творения таких мастеров, как Франсуа-Поль Журн, Феликс Баумгартнер (Urwerk), Дени Флажоле (De Bethune), Робер Гребель и Стивен Форси. Недаром их относят к классу шедевров искусства с механизмом. По ним наши потомки будут судить о культурном и научно-техническом уровне развития человечества в начале третьего тысячелетия. Такие часы по определению невозможно создать в большом количестве, потому что конвейерная сборка исключена, а мастеров часового и ювелирного искусства высочайшего класса очень немного.

Табель о рангах

Вкладывая средства в часы, следует помнить, что безупречная сохранность корпуса и наличие документов — главное условие успешной перепродажи. Требуйте при покупке дорогих редких часов, чтобы вам предоставили все эти успокаивающие душу документы. Конечно, можно отремонтировать часы в реставрационной мастерской, какие существуют при любой серьезной мануфактуре. Но наличие в биографии часов этого факта может существенно снизить их цену. И вообще, как показывает практика последних лет, хорошие деньги приносят лишь часы, чье состояние оценивается экспертами как «исключительное». Кроме «исключительного», в существующей ныне 5-балльной шкале есть степени «отличное», «очень хорошее», «хорошее» и «нормальное». Остальные до аукционов не допускаются.

Пожертвовать внешним видом можно, лишь приобретая (по случаю, у невежественного или недостаточно просвещенного человека) заведомо редкий экземпляр, ознаменовавший наступление какой-нибудь эпохи, вроде первых наручных хронометров, которые компания Girard-Perregaux выпустила для кайзеровского флота в конце XIX века, или водонепроницаемых часов Oyster из первой партии, выпущенной Rolex. Ценятся шедевры великих брендов эпохи великого перехода часов из кармана на запястье. За платиновый Patek Philippe Perpetual Calendar 1901 года в стиле ар-нуво многие коллекционеры готовы не торгуясь отдать $10 млн, поскольку уверены: будучи выставленным на крупном аукционе, этот вечный календарь потянет существенно больше и установит новый мировой рекорд для наручных часов.

 

Хорошая родословная

Часы могут быть знаменитыми. Прославляют их, конечно же, хозяева. А если у великих людей еще были и соответствующие часы, то таким экземплярам вообще, как говорится, нет цены. Ценятся Breguet Наполеона, Patek Philippe Лоуренса Аравийского, Cartier Tank Мэрилин Монро. Иногда сами часы помогают совершать великие дела хозяевам: Longines, в которых Чарльз Линдберг совершал трансатлантический перелет; «Штурманские» Первого Московского часового завода, в которых Юрий Гагарин покорял космос; Omega Speedmaster, шагнувшие с Нилом Армстронгом на Луну.

Прибыль может принести обладание малоизвестной, эксклюзивной, а порой и секретной информацией. Читайте часовые журналы, каталоги, книги, общайтесь со специалистами и экспертами часового искусства. Даже крохотная заметка из огромного блока новостей может принести человеку, умеющему делать из прочитанного правильные выводы, немалое состояние. Порой полезны и просто хорошие отношения с дилером, владельцем или даже менеджером часового магазина. Он может вам сообщить, например, что послал очередной заказ в компанию, а из Швейцарии ответили отказом, поскольку эта модель снята с производства. А вовремя приобрести сложную модель, снятую с производства, дорогого стоит!

Последний совет игрокам на «часовой бирже» полностью совпадает с известной пословицей «лучше меньше, да лучше». Помните, что капиталовложения в часы — не рулетка, в которой чем больше полей накрыть, тем меньше риск проигрыша. Крупнейшие инвесторы и коллекционеры стараются строго придерживаться золотого правила: лучше иметь одни отличные часы, чем десять хороших.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+