Как арендовать экомашины в городах мира.
Вы еще не перестали удивляться электрокарам-близнецам на парижских обочинах? Аренда электрокара — это гарантированная парковка, экология, экономия, в конце концов это просто весело. Все как с велосипедами: арендовал в точке выезда, оставил в пункте назначения. Правила путешествия по Европе и США на «зеленом» автомобиле изучал Иван Васильев.
Парижские каникулы
Своей популярностью парижский прокат электромобилей обязан мэру Парижа Бертрану Деланоэ. В 2009 году он решил провести конкурс на создание в городе сети проката электромобилей Autolib. Зачем мэру это было нужно? Забота об экологии, мобильность горожан и гостей столицы, ну и много других приятных бонусов вроде пополнения городской казны.
Победителем стала Bollore Group миллиардера Венсана Боллоре. Компания к этому моменту уже разработала новые аккумуляторы — они позволяли практически удвоить дальность поездки электромобиля, а батареи больше не угрожали взрывом при подзарядке.
Bollore Group была готова щедро инвестировать в Autolib — $265 млн, не считая почти $2 млрд на разработку новаторской батареи и ежегодных трат по $1000 за каждое парковочное место. Bollore Group предложила горожанам минимальный тариф на аренду. А четырехместный электромобиль Bluecar — его и сдают в прокат — Bollore Group сделала с итальянской Pininfarina. Среди заказчиков этого тюнингового ателье сплошь Ferrari и Maserati.
Итак, вы в Париже и хотите воспользоваться прокатом Autolib. Что вы получаете?
Bluecar — это машина с 30-киловаттным электродвигателем (41 л. с.), который разгоняет малютку до 130 км/ч, запас хода без подзарядки — 250 км. Все машины снабжены GPS-навигатором.
Автомобиль совершенно бесшумный, и, естественно, никаких выхлопных газов. Но есть проблема: отсутствие кондиционера. Он расходует слишком много энергии, а значит, сокращает запас хода Bluecar.
Тариф проката зависит от длительности абонемента. Доступ к системе на год обходится в €120 и дает право получасовой аренды электрокара за €5,5. Абонемент на месяц стоит €25, но получасовая аренда чуть дороже — €6,5. Парижане считают, что это очень выгодно. Ежедневно клиенты Autolib совершают до 12 000 поездок. И это не только благодаря дешевой аренде. Особенность Autolib — в гибкости возврата. Ты не должен возвращать машину туда, где арендовал ее. И не должен доплачивать за смену адреса парковки.
Сейчас в парке прокатных электрокаров Bluecar — 3000 автомобилей на 1000 пунктов аренды. В городе к тому же 4800 устройств для зарядки — помимо клиентов проката ими могут за отдельную плату воспользоваться все желающие. Устройства полностью автоматизированы и на самообслуживании. В городе приходится по одному на четыре парковочных места, в пригороде — на шесть.
Каждый пункт проката укомплектован устройством для зарядки электромобиля и терминалом с сенсорным экраном, регистрирующим прокат. А в самой машине — в нижней части приборной панели — есть большая синяя кнопка. С ее помощью водитель может связаться с оператором и зарезервировать парковку в точке назначения. Эта система позволяет избегать ситуации, когда в одних районах пункты проката пустуют, а в других перегружены.
У автоматической парковки есть, пожалуй, одно слабое место. Трудно проследить, в каком состоянии клиент вернул автомобиль в пункт аренды. Так что иногда салон электрокара бывает не убран, а на кузовах остаются вмятины и царапины.
Полезный опыт
Идея массовой аренды и быстрой зарядки электромобилей, кажется, понравилась и англичанам. По крайней мере в прошлом году Bollore Group заключила соглашение с мэрией Лондона, компания собирается инвестировать в проект $166 млн. А в начале нынешнего о прокате заговорили даже в британском правительстве, пообещав £9,3 млн ($15,7 млн) на создание новых заправочных терминалов.
Сегодня в Лондоне 1500 заправок, а парк прокатных электрокаров еле дополз до 100 штук. Но уже через год планируется иметь не меньше 3000 «зеленых» машин. Тариф для массовой аренды по французскому образцу — €12 в час. Из удобных деталей проекта: машину можно получить не только в пункте проката, но и с помощью приложения для смартфона.
Свое влияние Bollore Group распространила и на другой берег Атлантики — компания заключила соглашение с властями американского Индианаполиса. В сервис, подобный французскому, собираются инвестировать $35 млн (старт в 2014 году).
В столице штата Индиана будет 500 прокатных электрокаров, которые разместятся на 200 пунктах. У Боллоре грандиозные планы. Он недавно заявил, что компания ведет переговоры с Renault о модернизации электрокаров.
Умный прокат
Кстати, о Renault. Арендовать двухместные электрокары Renault Twizy можно в Барселоне. Услуги предоставляет фирма Ifrenting по тарифу от €60 в сутки до €21 в час. Автомобиль можно забронировать через интернет или в офисе фирмы за отдельную плату. Twizy будет доставлен в указанное место (отель, аэропорт). Клиенты Ifrenting имеют право бесплатно парковать электрокар в центре Барселоны и пользоваться услугами терминалов для подзарядки автомобильчиков.
И наконец, есть глобальная сеть аренды автомобилей car2go, с 2009 года ее развивает автопроизводитель Daimler, предлагающий прокат электромобилей сразу в четырех странах — Германии (Берлин, Штутгарт, Ульм), США (Остин, Сан-Диего, Портленд), Канаде (Ванкувер), Нидерландах (Амстердам).
К услугам клиентов — парк из 11 000 автомобилей Smart (производства Daimler). Тут есть машины и с двигателями внутреннего сгорания, и с электромоторами. Тариф — до $0,41 за минуту в зависимости от общего времени проката.
Для аренды белоснежного двухместного электрокара Smart вам необходимо будет пройти бесплатную регистрацию (через интернет или в одном из офисов компании) и получить в офисе карту. Автомобиль придется бронировать через сайт или по телефону. В ответ придет SMS с точным указанием места, где он находится. Доступ к машине вы получите после того, как поднесете карту к сканеру, установленному под лобовым стеклом. Открыв салон и набрав ПИН-код на приборной панели, вы можете взять ключ из распахнувшегося бардачка.
С момента поворота ключа зажигания начинается отсчет времени проката — у него поминутная тарификация. Особенность car2go в том, что ограничений по минимальному или максимальному времени аренды нет. Оставить автомобиль можно в любом месте города.
Китайский путь
Китай тоже обошелся без парижской франшизы и внедрил собственную систему проката. В этом году китайская компания Kandi Technologies запустила ее в городе Ханчжоу.
Пункты аренды здесь тоже автоматизированы. Это закрытые гаражи, куда помещается от 30 до 300 автомобилей. В Ханчжоу уже 50 таких гаражей, всего их будет 750. Если вы собираетесь арендовать автомобиль в этом китайском городе, вам предоставят электрокар Geely. Его запас хода — 120 км, а максимальная скорость — 80 км в час. Стоимость аренды машины универсальна — $3,25 в час. Оплатить поездку можно и кредиткой. А вернуть автомобиль — на ближайшей станции Kandi.
В апреле 2014 года Kandi Technologies объявила, что запустит аналогичный сервис в Шанхае. К концу года в городском парке по плану будет не меньше 4000 электрокаров. И это не предел. Китайская стратегия — 2020 предполагает, что на дорогах страны появится 2 млн электромобилей. Так что у китайского проката светлое будущее.