Яхта, конечно, движется из порта в порт. Но кажется, что именно на яхте ты сам определяешь путь. Александр Кулиш, главный редактор журнала Yachts Russia, объясняет, почему люди выбирают плыть.
Ровно год назад я отправился в Порто-Черво, чтобы осмотреть новую суперъяхту, которая только что сошла со стапелей голландской верфи, прошла тестовые испытания, была зарегистрирована и готовилась в свой первый круиз. Владельца, впервые попавшего на борт всего за пару дней до меня, переполняли эмоции: он и минуты не мог провести спокойно, чтобы не попробовать какую-нибудь новую функцию. Нажмет на кнопку — на стенке появится монитор, другую — заиграет музыка, третью — из палубы вырастает ночной фонарь, четвертую — джакузи начнет наполняться водой, пятую — появляется стюардесса с напитком. Он был в полном восторге от новой игрушки почти за €50 млн. Владелец получил целый мир, созданный по его желанию. Яхта была построена не только для отдыха. Вместо одного стандартного офиса здесь было целых три, работать и оставаться на связи можно было в любой точке самой яхты и в любой части океана.
Кто-то скажет, что €50 млн — слишком высокая цена за игрушку. Владельца это не смущало. Напротив, он гордился тем, что его яхта дороже, чем у других. Зато ему удалось внедрить лучшие коммуникационные системы, он не экономил на отделочных материалах, внес изменения в планировку, чтобы яхта была удобна и безопасна для маленьких детей, — и получил в итоге именно то, что хотел.
Есть мнение, что моторная яхта похожа на пятизвездочный отель с роскошными номерами, рестораном, спа, фитнес-залом и круглосуточным обслуживанием. На самом деле ее стоило бы сравнить с частной виллой, ведь даже лучший отель гость не может декорировать, как хочет, или нанять туда повара и управляющего по своему вкусу. Это возможно на вилле и на яхте, которые идеально подходят для самовыражения владельцев. Сохраняя в яхтенных проектах фирменный стиль, даже дизайнеры высшей лиги вроде Нормана Фостера или Эспена Ойно учитывают все пожелания заказчиков.
Когда речь заходит о крупнейших яхтах, подразумевается, что они стоят десятки миллионов евро. Яхтинг невозможен без больших денег, но деньги ничего в нем не объясняют. Кто-то может сказать, что яхта — инвестиция в имидж, а соревнование размеров — это заявка на место в рейтинге успешности и влияния. Но есть ведь люди вроде Уоррена Баффетта, у которых никогда не было яхты, и их имидж от этого никак не пострадал. Более того, в отличие от инвестиций в престижную недвижимость, которая всегда растет в цене, покупка яхты никогда не бывает способом заработать: со временем яхты только дешевеют. Тогда к чему все это?
Единственное разумное объяснение заключается в том, что, покупая яхту (или даже просто фрахтуя чужую), владельцы получают иллюзию свободы. Вилла никогда не сдвинется с места, зато на яхте каждый день — новый вид за окном. Даже лучшие круизные лайнеры следуют по заданному маршруту, в то время как на яхте маршрут можно поменять в любой момент. И хотя яхта всегда идет из порта в порт, она вольна остановиться в любой уединенной бухте, а владелец способен оказаться в местах, которые невозможно увидеть никаким другим образом. Вот почему в последнее время все более востребованы эксплореры, яхты с большим запасом хода, пригодные к круизам в любых погодных условиях. Мыс Горн или ледники Аляски интересны их владельцам не меньше, чем бухты Сен-Тропе. Это не просто свобода перемещения, а свобода в более широком смысле. Хотя судоходство регулируется все большим количеством правил, владельцы воспринимают свою яхту как государство в государстве, где они могут делать все, что вздумается. Ну или почти все.
Случается, владельцы буквально живут и работают на яхтах, назначая деловые встречи в портах и очень неохотно покидая свой борт, если надо сесть на самолет, чтобы отправиться куда-то на переговоры. На палубе одной из яхт, к слову, выложены патетические строчки из Уильяма Хейли: «Я властелин своей судьбы, я капитан своей души». Свободные от условностей, владельцы видят себя на борту такими, какими хотели бы быть. Пусть даже месяц в году.