Журналисты Александр Рымкевич (главный редактор журнала The Rake) и Александр Кулиш (главный редактор Yachts Russia) — авторитетные персоны в медийном «профсоюзе». Но в бизнесе они новички. Их барбершопу Mr. Right всего полтора года. Партнеры признаются, что сильно рисковали, открывая свое дело. Но все-таки стали бизнесменами, потому что испытывали «страшные проблемы со стрижками».
Mr. Right
Создатели Mr. Right подошли к делу основательно. Прежде чем открыть барбершоп, они несколько лет собирали идеи в путешествиях. Здесь все продумано до мелочей — как в услугах, так и в интерьерных деталях.
Зеркала, лампы, ножницы, мебель привезены с антикварных рынков Парижа и Стамбула. Владельцы Mr. Right гордятся своим салоном и не устают повторять, что относятся к нему как к предмету страсти. «У нас нет задачи продать как можно больше и быстрее. Качество важнее количества».
«Однажды, улетая в Новую Зеландию, я забежал по дороге в какую-то парикмахерскую, где меня обкромсали так, что пришлось срочно перестригаться во время пересадки в дубайском аэропорту», — вспоминает Рымкевич.
Журналисты много путешествуют, они неоднократно бывали в барбершопах Северной Америки, Европы, Австралии и каждый раз недоумевали: почему ничего подобного нет в России? Вдохновившись эстетикой классических барбершопов Лондона и Нью-Йорка, они четко представляли, каким будет их салон мечты, но дальше романтических мечтаний дело не заходило.
На раскачку ушел год. В августе 2011 года партнеры наконец составили бизнес-план. А буквально через неделю узнали о существовании конкурентов — коллеги из журнала GQ анонсировали открытие своего первого салона Chop-Chop. «Мы, конечно, сильно удивились, — говорит Рымкевич. — Но зато поняли, что правильно почувствовали тренд. Ребята из Chop-Chop моложе и быстрее запрягают. Мы же открылись только через год, летом 2012-го».
Чтобы минимизировать риски, Рымкевич и Кулиш объединились с подругами — владелицами женского салона красоты «Моя прекрасная леди»: Марией и Анной Карельскими (сестрами известного ресторатора Мити Борисова) и Люцией Кавеладзе. К тому моменту у девушек уже было три успешных салона (все они выполнены в английском стиле), поэтому новое мужское пространство в похожем британском духе тоже оказалось кстати.
«Поддержка «Леди» очень помогла нам с точки зрения организации бизнеса. А наша концепция помогла им: девушки плохо знали мужскую аудиторию и понимали, что мы сможем ее привести», — говорит Рымкевич.
В разгар лета 2012 года партнеры открыли совместный салон в помещении площадью 163 кв. м на Патриарших прудах. Слева от входа — мужской зал (Mr. Right), справа — женский. Помимо залов соорудили два индивидуальных кабинета (для услуг косметологии и спа), небольшой хаммам и Barberbar на пять столиков.
Кулиш и Рымкевич — перфекционисты, им недостаточно было купить готовую салонную мебель, то, что предлагалось на российском рынке, напоминало «жуткий пластик и дешевый шик». Аксессуары, фонари, мебель долго искали на блошиных рынках Парижа и Стамбула. Парикмахерские кресла купили у частного французского коллекционера: два кресла 1960-х годов и два — 1970-х.
Ремонт оказался дорогим. Бюджет проекта, включая расходы на спа, косметологию и бар, поделили с «Леди» пополам. Кулиш и Рымкевич вложили в общей сложности 6 млн рублей — частично собственные сбережения, частично — деньги инвесторов (их имена партнеры не афишируют, говорят лишь, что это «не акулы бизнеса и не люди из списка Forbes»).
Вместе с владелицами «Леди» договорились, что, если салон окажется убыточным в первые полгода, его придется закрыть.
«Поначалу приходилось постоянно вкладывать деньги, возникло много непросчитанных моментов, — делится Кулиш. — Это было тяжелое бремя, мы очень сильно, почти на 20% превысили бюджет, доводя до ума дополнительные услуги: косметологию, спа и бар». По бизнес-плану вложения должны были отбиться через три года. Сейчас Кулиш надеется, что они окупятся раньше, к концу 2014-го.
Раскрутиться помогли журналистские связи. По случаю открытия устроили большую вечеринку, Рымкевич и Кулиш пригласили друзей-журналистов, предложили им бесплатно подстричься и подровнять бороды. Пиарить барбершоп было несложно: Mr. Right первым на рынке громко заявил об услугах бритья. «До нас брили в The Art Of Shaving на Новом Арбате, но им не удалось сделать из бритья событие. У Chop-Chop бритье появилось только недавно, с открытием четвертого салона. Наш же барбершоп с самого начала был традиционным, где не только стригут, но и бреют», — говорит Кулиш.
С отбором мастеров помогли владелицы «Леди». Кастинг был жесткий: обращали внимание не только на профессионализм, но и на внешний вид и умение общаться с посетителями. Чтобы обучить персонал бритью, пригласили мастера Игоря Груздева, который работал брадобреем еще в советские годы, а потом изучил британскую технологию и стал мастер-барбером представительства Truefitt & Hill в России. (Этот бренд пользуется большим авторитетом; Truefitt & Hill — поставщик британского королевского двора, одноименный лондонский барбершоп находится на Сент-Джеймс-стрит, рядом с дворцом принца Филиппа, мужа Елизаветы II.) Обучив команду, Игорь Груздев решил работать с Mr. Right постоянно. Сейчас у него два рабочих дня в неделю. «Таким образом, у нас есть практикующий преподаватель, который следит за качеством работы мастеров», — с гордостью рассказывает Кулиш.
В первые полгода после открытия партнерам приходилось менять концепцию услуг и переоборудовать пространство. Так, например, изначально в салоне было четыре парикмахерских кресла, но из-за наплыва клиентов пришлось поставить пятое. А увидев, что мужской педикюр не пользуется большим спросом — кабинет не заполнялся, комнату срочно переоборудовали в зал косметологии. И не прогадали — оказалось, что такие услуги, как чистка лица и коррекция бровей, идут на ура. Кабинеты спа и косметологии Mr. Right делит поровну с «Леди», среди клиентов мужчин — 30%.
Изучая динамику бизнеса, партнеры неожиданно для себя обнаружили, что в случае с мужской клиентурой спрос не меняется в зависимости от времени года. Девушки с наступлением холодов гораздо реже делают маникюр-педикюр и прически, мужчины стригутся так же часто. Поэтому бизнес, ориентированный строго на мужчин, оправдан вдвойне, рассуждает Кулиш.
Стрижка в Mr. Right стоит 1900 рублей, столько же стоит услуга «королевского бритья». Ритуал бритья сложен, длится 45 минут и включает в себя распаривание кожи теплым полотенцем, смягчение щетины маслом, нанесение пены помазком из шерсти серебристого горного барсука, бритье опасной бритвой со сменными одноразовыми лезвиями, массаж лица и увлажнение. Такая, несколько экстравагантная, но роскошная услуга популярна приблизительно у 10% посетителей.
Ежедневно в салоне стригут до 50 клиентов в зависимости от дня недели. Понедельник традиционно считается тяжелым днем, зато с четверга по субботу работают круглосуточно. Треть посетителей — постоянные клиенты. Кулиш отмечает, что с каждым месяцем выручка увеличивается. Ежемесячный оборот барбершопа, по оценке Forbes, составляет больше 2,5 млн рублей при рентабельности 25%.
«Отработав здесь, мы понимаем, что можем рискнуть открыться отдельно от «Моей прекрасной леди» и это сработает», — говорит Рымкевич.
По расчетам партнеров, на открытие нового московского барбершопа понадобится 3–4 млн рублей (в зависимости от размеров помещения), в регионах — вдвое дешевле.
Сейчас, путешествуя, партнеры обязательно заходят во все барбершопы, собирают идеи для нового салона: смотрят на то, как устроен свет и залы ожидания, слушают, какая музыка играет. Особое внимание уделяют ритуалу бритья (оказывается, он отличается — к примеру, где-то используют pre-shave масло, а где-то нет). Кое-что даже подсмотрели в воронежском филиале Mr. Right — в прошлом году Рымкевич и Кулиш продали свою первую франшизу (условия франшизы: разовый взнос — €15 000, роялти — €5000–7000).
«В Воронеже нам очень понравилась система света, когда лампы регулируются у каждого мастера индивидуально, — рассказывает Кулиш. — Мы этого не сделали в свое время и пожалели. Потому что свет — обязательный пунктик для всех мастеров: одному не видно виски, другому кажется, что мало света на затылке. К тому же свет для стрижки и бритья должен быть разным».
Главное, что изменится в новом салоне Mr. Right — поскольку это пространство будет исключительно мужским, у администраторов появится больше времени на клиентов. Они смогут подробно рассказывать об услугах и продавать уже не только стрижки. «У нас огромный ассортимент косметики, а мы не успеваем о ней рассказывать — сумасшедшей поток клиентов!» — вздыхает Рымкевич.