Чтобы сшить в Москве костюм на заказ, клиент должен понимать, зачем ему это нужно, и как минимум отличать bespoke от made-to-measure.
Две большие разницы
Основные признаки хорошего костюма — ткани высочайшего качества, идеальный крой и посадка по фигуре. Именно в надежде на то, что он «сядет как влитой», мужчины и обращаются к услуге пошива на заказ. «Сегодня даже фабрики, традиционно выпускающие крупные партии одежды, в том числе российская «Большевичка», начали шить по меркам, — говорит портной и управляющий дома Savil House by Scabal Ник Лурье. — Персонализация — это возможность для мужчин лучше выглядеть и комфортнее себя чувствовать, а для фабрик — зарабатывать дополнительные деньги».
Что такое костюм по индивидуальному заказу? Определимся с понятиями. Существует два вида пошива на заказ: made-to-measure и bespoke, которые отличаются как Mercedes и Bentley. Made-to-measure — пошив по индивидуальным меркам, которые изготавливаются на базе стандартных лекал существующих моделей и корректируются под особенности фигуры клиента. Можно комбинировать детали разных моделей, использовать ткани по собственному выбору.
Bespoke — это пошив по индивидуальным лекалам: они создаются с нуля, без отсылки к определенной модели. В традиционном портновском искусстве костюм bespoke от начала до конца делает один человек. Здесь необходимы как минимум две-три примерки, которые для made-to-measure не обязательны. Так что заказы лучше делать там, где живет мастер, — или набраться терпения и ждать костюм, который «катается» из Италии в Россию и обратно, от трех месяцев до полугода. «У бизнесменов нет времени на примерки, они всегда спешат, — объясняет владелец компании Feru Ферутдин Закиров. — А чтобы шить костюм у портного, надо уважать и его, и его работу».
Сегодня частные портные высокого класса — «исчезающий вид» даже в Италии и Англии. К счастью, услуги bespoke оказывают и компании. Когда-то этот ряд открыли лондонские ателье и итальянские «сартории», из которых выросли марки Brioni и Kiton. Сегодня в обеих компаниях помимо готовых серийных коллекций продолжают отшивать и bespoke, и made-to-measure. Однако Умберто Анджелони, долгое время возглавлявший Brioni, считал костюмом на заказ лишь bespoke и сетовал, что теперь повсеместно под «заказом» понимается «пошив по меркам».
Учите матчасть
Кому на самом деле нужен костюм на заказ? Людям двух типов. Одни предпочитают самостоятельно выбирать фасон, ткань, цвет, рисунок. У других нестандартная фигура: высокий рост, большой живот, бицепсы или одно плечо выше другого. Однажды побывав у портного, они уже не станут покупать готовые костюмы. Те же, кому подходят обычные размеры и у кого небольшой опыт ношения костюмов, могут быть разочарованы результатом. «Неподготовленный человек такую работу не поймет, — считает Ферутдин Закиров. — И, оставив довольно много денег, почувствует себя обманутым». (Made-to-measure дороже готовых моделей на 20–25%, bespoke может быть и на 100%.) С этим согласен Ник Лурье: «Большинство людей, которые шьют «по меркам», к сожалению, не понимают, что такое удобный костюм. Прекрасный внешний вид — это далеко не все».
Портные же рассказывают, что русские клиенты часто выбирают несоответствующие ткани (например, тончайшую шерсть Super’200 для ежедневной носки) или обращают главное внимание на мелочи вроде пуговиц на рукаве или способ обметывания петель. Итальянцы же спокойнее относятся к деталям, но точнее судят о работе портного в целом. Есть еще один стереотип: якобы ручная работа (в bespoke она преобладает) всегда лучше. На самом деле она дороже (стоимость bespoke от известных брендов начинается от $3000), но шить костюм целиком вручную не всегда оправданно: некоторые основные швы современные машины делают ровнее, чем швея.
А у нас во дворе
Столичные магазины люксовых марок в основном предоставляют услугу made-to-measure. Где раз в месяц, а где раз в полгода устраиваются «дни портных»: приезжие мастера или их помощники снимают мерки с клиентов и отправляют на фабрику. Длительность ожидания готового заказа зависит от компании, в среднем 5–8 недель. Костюм доставляют почти готовым, но с неподшитыми брюками и рукавами без пуговиц и петель. После примерки он «доводится» портными, работающими в Москве, и вручается клиенту. Некоторые компании выполняют также заказы bespoke. Зная, чем различаются эти услуги, клиент всегда может понять, что ему предлагают и этого ли он хочет. Как правило, заказы принимают не только на костюмы, но и на сорочки, верхнюю одежду, галстуки, трикотаж и даже на обувь.
В компании Mercury предлагают индивидуальный пошив от Brioni, Kiton, Ermenegildo Zegna (считается, что здесь лучший сервис по пошиву на заказ), Tom Ford и Loro Piana. Ферутдин Закиров ради клиентов Feru сам по полгода проводит в Италии, контролируя выполнение заказов на фабриках. Raschini каждый месяц выписывает портного из Неаполя. Для поклонников классики строгих форм работают Patrick Hellmann и Pal Zileri.
Визуально невозможно определить, каким из описанных выше способов пошит костюм. В производство made-to-measure можно внедрить некоторые элементы bespoke — такой подход применяет Scabal. «На нашей немецкой фабрике система изменения стандартных лекал предусматривает 200 опций персонализации, — уверяет Ник Лурье. — А московские закройщики и портные умеют посадить этот костюм на клиента так, как сядет не каждый bespoke».
Эти услуги ориентированы на людей от 40 лет. Но не так давно в Москве появились и другие возможности. Costume Code — магазин и салон, чья продукция made-to-measure адресована «молодым профессионалам». Расценки демократичны — от 25 000 рублей за костюм из шерсти. «Главная цель — дать московской публике понять, что качество необязательно стоит очень много», — говорят основатели компании, москвичка Екатерина Лопаткина и голландец Пол Коммандор. Они рассчитывают привлечь на свою сторону тех, кто сейчас покупает готовые костюмы.
Club Bespoke принципиально ориентирован на другую, более дорогую услугу для мужчин от 35 лет. Это ателье работает в русле английских и североитальянских традиций. «Мы делаем классические широкие плечи в духе 1950-х, широкие лацканы, высокую талию на брюках — меньше fashion, больше комфорта», — объясняет глава Club Bespoke Дмитрий Дюбюк. Главный закройщик Алессандро Леонарди работает в Милане (там находится его собственное ателье) и бывает в Москве наездами. Вскоре Дюбюк планирует открыть постоянный шоу-рум и приглашать уже нескольких мастеров. Уровень цен Club Bespoke соответствует миланскому ателье, что редкость для Москвы. Стоимость костюма начинается от 70 000 рублей. «Нет плохих фигур — бывают плохие портные, — заявляет Дюбюк. — Идеальная фигура у манекена, но костюм с манекена никогда не сядет на живого человека. Для этого и существует индивидуальный пошив».