К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Связанные одной целью


Одни считают, что семейный бизнес губит и семью, и работу, другие — что, наоборот, укрепляет и сплачивает. Каково это, днем получать выговор от родственников, а вечером ужинать с подчиненными?

Айдар Гимадеев, финансовый директор «Финагротрейд»

Наше предприятие — очень семейное. Дядя — генеральный директор крупнейшего холдинга Татарстана «Агросила групп», отец — директор обслуживающей компании «Финагротрейд». Родственники со стороны мамы тоже работают в структурах холдинга. Но это неплохо: чем больше людей разделяют общие ценности, тем крепче команда.

Я не сразу подключился к семейному делу. Сначала получил образование в Блумсбургском университете Пенсильвании в Штатах и Финансовой академии в России. Пытался подрабатывать во время учебы, но о студенческих заработках даже не буду рассказывать — хвалиться здесь нечем. Я всегда боялся работать «от звонка до звонка», на дядю Сэма. Понимал, что наибольшей мотивацией для меня будет работа на себя. Этим и привлекал семейный бизнес: ты взваливаешь всю ответственность на себя, но и результат получаешь соответственно.

Решение вернуться в провинцию, в Татарстан, далось мне легко, и родители были рады. Хотя многие московские родственники до сих пор недоумевают: зачем?! Под моей ответственностью — финансовый блок и блок стратегического развития. В штате 240 человек. Воспринимают ли меня как папенькиного сынка? Не думаю. Порой «огнем и мечом» приходится толкать процессы, не задумываясь об уважении, так как за результат несем ответственность только мы с отцом.

 

На канале Discovery есть серия программ про «отцов и детей» с интересной заставкой: «Если семья и работа где-то близко, войны не избежать...» Конечно, конфликты бывают и у нас, но я вырабатываю в себе дипломатичность. Это здорово помогает. Многие мои идеи проходят жесткий отсев и подвергаются критике со стороны отца. Временами это сильно раздражает, но в итоге решения получаются более взвешенными.

Отец — мой лучший критик, неангажированный правдоруб. Мы с ним постоянно обсуждаем рабочие моменты, это очень сближает. Читаем одни и те же бизнес-книги. Правда, делаем разные выводы. Порой настолько разные, что мне потом приходится перечитывать источник в оригинале, соотносить с русским переводом и объяснять отцу, что на самом деле имел в виду автор.

 

Однажды мы обратились за разъяснениями по поводу конфликта отцов и детей к очень уважаемому человеку с сорокалетним стажем управленческой деятельности. Он европейского склада ума, поляк, ему 69 лет — дядя Саша, Александр Каминьски, директор ДНП Рус. Он посоветовал мне развивать ассертивность. Простыми словами: напористость, доказательство своей правоты, но неагрессивное. И теперь каждый конфликт для меня — не поле битвы, а повод для отработки ассертивности.

Ульяна Кузнецова, управляющая и шеф-кондитер кондитерской «Хороший день»

ашему бизнесу всего два года. До этого я занималась реабилитацией детей, перенесших ожоговые травмы. Потом работала в банке. А когда родила ребенка, поняла, что в жизни надо что-то менять. Моя любовь к шоколаду стала поводом открыть собственное дело. Муж сразу загорелся этой идеей, во всем поддержал. Это наш совместный проект, второй ребенок.

Мы решили сосредоточиться на производстве шоколадных конфет, потому что это проще: меньше согласований с Роспотребнадзором и СЭС по сравнению с другой кондитеркой. В шоколадных конфетах нет скоропортящихся продуктов — таких, как яйца, и нет сыпучих, как мука.

 

В чистом виде открывать шоколадный бутик невыгодно, поэтому мы арендовали в двух московских бизнес-центрах небольшие помещения под кафе-кондитерские. Помимо конфет собственного производства предлагаем посетителям кофе, чай, пирожные.

Сейчас я делаю вручную 150 кг конфет в месяц. Первоначальные затраты давно окупились. И хотя выручка пока небольшая — 300 000 рублей в месяц без учета корпоративных заказов, — каждое утро с радостью бегу на работу.

Первый год ушел на то, чтобы «поймать волну». Много наших надежд не оправдалось. Например, открыв магазин в спальном районе, мы рассчитывали, что к нам будут заходить мамы с детьми. Но посетителями были кто угодно, только не мамы.

Не представляю, как бы я справилась без мужа. Он — моя опора, не дает упасть и ведет вперед, решает проблемы, на которые у меня нет времени. Мешают ли родственные связи в работе? Все зависит от отношений внутри семьи. И только от этого. В нашем случае это очень позитивный и конструктивный тандем. Каждый из нас делает то, что лучше умеет. Я придумываю и готовлю, Александр занимается закупками, бухгалтерией, планированием, доставкой.

Наша работа повсюду с нами. Мы обсуждаем ее в машине, когда возвращаемся домой, утром, когда просыпаемся, в выходные за ужином. В праздники работаем 24 часа, в обычные дни — с 6:30 до 21:00. В обозримом будущем планируем открыть маленький конфетный заводик и уютную семейную кофейню в центре Москвы.

 

Ссоримся ли мы из-за работы? Не буду отвечать на этот вопрос, не хочу сглазить. Думаю, вы поняли.

Василий Перфильев соучредитель компании по производству деревянных игрушек «Шуша»

По образованию мы — дизайнер и архитектор. Я учился в МАРХИ, жена — в Строгановке. До 2009 года были наемными работниками и никогда не думали, что будем заниматься игрушками. И тем более что будем работать вместе.

В 2009 году, когда жена забеременела, мы погрузились в детскую тему с головой. Хотелось сделать нечто особенное для своего ребенка, так появились идеи разных игрушек, возник их образ, стиль.

На старте нас очень поддержали родители: и советом, и деньгами. Для запуска мы заняли достаточно большую сумму, 2 млн рублей, на аренду мастерской, покупку станков.

 

В отличие от наемной работы в собственном бизнесе приходится заниматься всем и сразу. Теперь деятельность не заканчивается только творческим процессом и отрисовкой эскизов. Мы открыли собственное производство — выпускаем около 2500 игрушек в месяц, работаем с подрядчиками, дистрибьюторами в России и других странах. В целом Анастасия больше занята дизайном, я — менеджментом.

Каждое утром мы садимся за стол и распределяем, кто чем будет занят сегодня. Бывает, ссоримся. Но не по поводу дизайна, а по организационным вопросам. Но работать с родным человеком всегда лучше, чем с чужим. Лучшего союзника не найти. Тут можно выяснить все до конца, не стесняясь сказать все, что не нравится. Хотя это иногда и обижает. В семейном бизнесе больше эмоций. Здесь главное — запастись терпением.

Какие плюсы? Тесные семейные связи не позволяют сдаться, плюнуть и бросить дело, начатое вместе. Минусы? Тема общего дела становится основной. Разговоры о работе могут продолжаться целыми днями и ночами, как ни стараешься их избежать. Тут главное из мужа и жены не превратиться в двух сотрудников.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+