Smart-общество: как «цифра» внедряется в жизнь юристов и как ее регулировать
Big data: помощь или угроза?
«Большие данные», или big data, используемые для работы большинства электронных сервисов, стали одним из дискуссионных вопросов Форума. Центральным противоречием в этой теме является желание граждан пользоваться цифровыми технологиями и, при этом, нежелание делиться информацией о себе. «Надо понимать, что не все планируют переходить в цифровую эпоху. Поэтому мой первый тезис: регулирование должно учитывать интересы всех людей. И не должно быть тотальной и насильной цифровизации. Второй тезис: государство, собирая данные и являясь их самым большим держателем, должно уметь ими распоряжаться», – считает заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов.
Он подчеркнул, что вопрос больших данных поставлен «правильно и своевременно», так как сейчас ведется активная работа по разработке различных законопроектов, связанных с персональными данными. Один из вариантов решения противоречия, по мнению Саввы Шипова, – создание национальной системы управления данными. «Об этом много говорят, но, к сожалению, не многие знают. Когда меня спрашивают об это системе и о будущем операторе, отвечаю: национальная система управления данными – это не информационная система, а управленческая. Это комплексная система отношений в сфере управлениями данными», – подчеркнул заместитель Министра.
«Когда мы обсуждаем будущее или тему данных, для граждан они чаще всего имеют отрицательное значение. И пока мы их не убедили, что оборот данных позволит создать в будущем новые продукты и облегчить жизнь (например, как персональная медицина). Но в то же время все прекрасно понимают, что данные – это способ следить за людьми, дискредитировать их. Нам предстоит проделать большую работу, чтобы пояснить, в чем польза экономики данных», – поддержал замминстра председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
Тема больших данных затрагивалась в ходе различных дискуссий, и большинство экспертов сходились в том, что именно big data лежат в основе глобальных изменений в обществе, государстве, бизнесе и юриспруденции. «Мы живем с вами в прекрасную эпоху, когда у нас есть возможность в очередной раз убедиться, что сегодня экономика данных вынуждает право видоизменяться. Причем изменяться в своих базовых глубинных парадигмах, порождая иные общественные взаимоотношения, поскольку мы все больше из ситуации «лицом к лицу» уходим к ситуации «от цифры к цифре», – сказала исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян.
Машина vs Человек
Одним из ключевых направлений большинства дискуссий стал вопрос идентификации человека в Сети, получения его согласия с условиями сделки, частичное замещение функций нотариуса электронными системами.
«Вопрос об идентификации, в частности о трансграничной идентификации, действительно очень важен. Недаром сегодня обсуждается возможность появления третьего лица, некоего сервиса, обеспечивающего трансграничное подтверждение сделки. Государства стремятся об этом договориться. Опять же, мы живем в тот момент, когда, возможно, по некоторым вопросам элементы международного права появятся раньше элементов внутреннего права. Мы учимся жить в мире цифровых аватаров. Что делать в случае утраты этого аватара? Как в таком случае физическое лицо будет оспаривать соответствующие сделки и доказывать свою идентичность? И на этот вопрос ни одно законодательство мира порка не дало ответа», – сказала на одной из дискуссий трека исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян.
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик на сессии, посвященной электронному гражданскому обороту, напомнил, что в России уже пять лет существует система «Нотариат», хранящая информацию обо всех нотариально заверенных документах. «Во главе угла всегда стоит безопасность участников рынка. Но иногда информационные технологии позволяют недобросовестным участникам рынка наносить ущерб законопослушным гражданам», – уверен Корсик. По его мнению, только нотариус во время общения с человеком может понять: человек тот, за кого он себя выдает, по своей ли воле он совершает сделку. Проблема «цифры», считает Константин Корсик, в том, что она работает по алгоритмам и нечувствительна к индивидуальным нюансам человека. Президент ФНП также рассказал, что уже подготовлен законопроект о цифровом нотариате, согласно которому нотариус не проверяет свободу волеизъявления, а просто регистрирует факт сделки дистанционно.
Статс-секретарь – заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Пак считает, что у машины есть один определенный плюс – она не склонна к мошенничеству. «Машина идентифицирует человека лучше, чем человек. Это факт и реальность, которую не изменить. Человек не может идентифицировать вас по отпечатку пальца или голосу, поэтому технологии создают тренды. <…> Машина неидеальная, но с ней невозможно договориться», – уверен замминистра. Он добавил, что идентификацию нужно урегулировать – по его словам, сейчас готовится законопроект об этой процедуре, который даст определение слову «идентификация», введет инфраструктуру цифрового профиля гражданина и определит перечень организаций, которые смогут проводить идентификацию: в том числе, банки, госорганы, сотовые операторы.
Также на Форуме презентовали онлайн-систему nlogic, призванную, по словам ее создателей, взять на себя более 90% рутинных процессов, которые есть в любой крупной корпорации. Представители ПАО «Мегафон», занимавшейся разработкой робота, рассказали, что онлайн-система объединяет сразу три продукта: это конструктор договоров, автоматическое составление отзывов на потребительские иски, распознавание счетов, актов и других документов. «Это полный цикл: договоры связываются с актами и счетами, а если мы умеем это, то, значит, умеем управлять обязательствами – это доверенности, полномочия, ограничения, которые есть в компании. Мы также научились делать внутренние распорядительные документы: приказы, распоряжения, положения», – отметила президент Ассоциации участников рынка больших данных, член совета директоров ПАО «МегаФон» Анна Серебряникова.
Она также подчеркнула, что если на каждую жалобу клиента отвечает робот, то качество работы юриста должно улучшиться. Кроме интеллектуальной составляющей системы, среди преимуществ ее создатели отметили бесшовную работу на любых устройствах, возможность распознавания естественного языка, а также легкость работы с текстами. «Мы сделали систему-администратора, которая работает как простой текст. Практически в текстовом редакторе вы заполняете договор, создаете связи и обучаете нейронные сети для того, чтобы они сохраняли единство документа. В нашей системе единство закладывает юрист, что и программирует», – отметила Анна Серебряникова. «Нашей задачей было сделать так, чтобы юристы сами, без айтишников, могли поменять что-то, не ломая», – заключил директор по правовым вопросам ПАО «МегаФон» Сергей Переверзев.
Также в рамках трека обсуждались возможности искусственного интеллекта и технологии блокчейн в борьбе с фальшивомонетничеством, закон об экспериментальных правовых режимах, токенизацию бизнес-активов и