Инвестиционное партнерство с государством: «сомнительная схема» или необходимость?
Представители инвесторов, банков и юристов обсудили основные законодательные регуляторы партнерства частного капитала и государства и поделились личными кейсами реализации ГЧП-проектов в новых сферах. Модератором дискуссии выступил редакционный директор Forbes Russia Николай Усков.
«Искусственный интеллект — единственное, что может помочь медицине в России», — таким тезисом начал доклад управляющий партнер медицинской группы «Медкон» и финансовый аналитик по образованию Давид Тавадян. ИИ в здравоохранении — новая и приоритетная сфера, в которой применяется государственно-частное партнерство.
Эксперт уверен, что использование искусственного интеллекта и единых баз данных снизит коррупцию и увеличит производительность труда врачей: «При использовании больших данных врачи смогут рекомендовать пациентам медикаменты по наиболее оптимальным ценам, исчезнет возможность выписывать «золотые лекарства», перестанут производиться ненужные операции. Производительность труда врачей тоже вырастет в разы, пациенты начнут меньше ходить по больницам».
Внедрение единых баз данных в здравоохранении в муниципалитетах также может помочь значительно сократить расходы на медицину. «Если регион платит 200 миллионов [инвестиций в ИИ], то он выигрывает 2 миллиарда [за счет снижения затрат на труд]», — приводит статистику Давид Тавадян.
Но подобные амбициозные проекты возможны только в сотрудничестве с государством в форме концессионных соглашений, отметил Тавадян. Частного капитала не хватает, а аналитика данных стоит больших денег.
Что ищет банк в сделках государственно-частного партнерства?
Устойчивость — один из главных критериев, на который крупные банки смотрят при распределении кредитных денег, считает управляющий директор департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства Газпромбанка Елена Бардашева. Этот параметр складывается как из надежности партнера, его истории и трек рекорда, так и из возможности контролировать объект с первых стадий запуска.
Величина проекта, по мнению эксперта, тоже важна, потому что крупные банки — это организации с консервативной структурой, поэтому затраты на оценку небольшой инициативы могут не оправдаться. «Если проект маленький и требует меньше двух миллиардов рублей вложений, то мы больше средств потратим на ассесмент. В таких случаях мы даже стабильным инициативам отказываем, и их берутся финансировать маленькие банки», — делится Елена Бардашева.
«Подводные камни» при заключении сделок ГЧП
Генеральный директор ООО «Городские парковки» Роман Хахалев, поделился кейсом заключения сделки ГЧП под IT-проект. Согласование условий концессионного соглашения — обычно самый сложный и кропотливый этап, отметил Роман. Конкретно у его проекта переговоры заняли шесть месяцев.
Обсуждая этот кейс, эксперты поговорили о концепции платных парковок и рассмотрели аналогичный проект в городе Воронеже, программное обеспечение для которого создала компания Романа Хахалева. Гости согласились в том, что сделки ГЧП часто неверно трактуются, как коррупционная схема. Хахалев считает, что «это происходит из-за подчас недостаточной прозрачности и просветительской работы с населением».
Рецепт успешной концессионной инициативы
Живой интерес среди участников бизнес-завтрака вызвала тема юридических нюансов заключения сделок государственно-частного партнерства. Пару ценных лайфхаков дал гостям партнер и глава практики ГЧП консалтинговой компании Rights Business Standard Григорий Федоров.
Он посоветовал участникам сделок ГЧП и концессий наладить общение с банком и обязательно изучать договор до подписания. Эта несложная рекомендация нередко вызывает трудности, и, по опыту Федорова, контрагенты ошибочно считают, что в условия соглашения можно внести правки уже после подписания.
Эксперт рассказал и о направлениях, в которых ГЧП станет использоваться активнее всего. По его мнению, наибольший рост сделок государственно-частного партнерства произойдет в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (сфера реформируется — ФЗ № 89, 2017). «Это порочный сектор, и его нужно менять. Концессия и ГЧП помогут провести изменения», — считает Федоров.
Он также прогнозирует рост количества сделок ГЧП в сфере применения искусственного интеллекта, что в целом мировой тренд. Россию ждет множество проектов ИИ в медицине и социальной сфере. Доля ГЧП и концессий также вырастет в IT-секторе (ФЗ № 172, в котором проекты IT-сферы могут быть признаны объектами концессии и ГЧП, 2018), программы «умный город» или платные парковки — только часть примеров.
По итогам бизнес-завтрака гости согласились, что главной трудностью является согласование условий сделки таким образом, чтобы они устраивали и частную сторону, и банк, и государственную структуру. Также будет полезно повышать квалификацию чиновников, чтобы они разговаривали на одном языке с банками и частными клиентами. В таком случае, как отмечает Федоров, сократится процент проектов, сорвавшихся «из-за коммуникационных неудач».